ПОНОМАРЕНКО Владимир Александрович (р. 1933) — российский психолог, врач, специалист в области психологических проблем авиационной и космической медицины, психологии здоровья, экстремальной психологии. Один из авторов концепции человеческого фактора при обеспечении надежности летчика в аварийных ситуациях; автор концепции профессионального здоровья. Д-р медицинских наук (1974), профессор психологии труда (1980). Чл.
Президиума Общества психологов (1982—1992). Чл.-кор. АПН СССР (1988), д. чл. АПН СССР (1990). Д. чл. РАО (1993). Гл. ред. журнала "Вестник Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике" (с 1988), чл. редкол. жур. "Иностранная психология" (с 1993). Научная и практическая деятельность П. отмечена тремя боевыми орденами, орденом маршала Г.К.
Жукова (1992), многими медалями, Государственной премией Совета министров СССР за разработку средств медицинского обеспечения безопасности полета (1988). В 1956 г. закончил военно-медицинский фак-т Саратовского медицинского ин-та по специальности авиационная медицина. В течение шести лет работал врачом авиационного полка. В 1965 г. окончил аспирантуру НИИ авиационной и космической медицины, где впоследствии проработал 27 лет, пройдя путь от аспиранта до руководителя этого института (1988—1993). С 1993 по наст. вр. — гл. н. с.
Государственного НИИ военной медицины и профессор кафедры восстановительной медицины Медицинской академии им. И.М. Сеченова. Основными направлениями научной деятельности П. является разработка проблем психофизиологии профессиональной деятельности и обучения человека в авиакосмических системах. Применение системного подхода в авиационной психологии позволило сформулировать основные методологические и методические принципы инженерно-психологических авиакосмических исследований и оценки деятельности в системах "летчик — самолет", "космонавт — космический корабль" ("Методы инженерно-психологических исследований в авиации", 1975; "Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике", 1978).
Исследуя деятельность оператора, П. выдвигает концепцию о регулирующей функции психического образа в деятельности, ставшую основой решения ряда практических задач профессиональной подготовки и проектирования технических средств обучения ("Образ в системе психической регуляции деятельности", в соавт. с Б.Ф. Ломовым и Н.Д. Заваловой, 1986). Формирование "образа полета" выступает в качестве важнейшего условия регуляции сложных поведенческих актов человека, управляющего подвижными объектами.
Это позволило выдвинуть новые принципы построения систем отображения информации индикаторов пространственного положения, рационализировать формы и виды представления информации на экранных индикаторах. На этой же основе осуществляется перестройка методики летного обучения. П. разрабатывает принципы, методы и средства воспитания личности профессионала, подготовки его к деятельности в экстремальных условиях. Тем самым заложены основы теории опасных профессий.
С этим же связана постановка проблемы психологической надежности профессионала в особых и экстремальных условиях деятельности.
Исследование поведения человека в реальных аварийных ситуациях позволило на основе концепции "личностного и человеческого фактора" вскрыть причины ошибок функционирования, выделить главные психофизиологические факторы, определяющие успешность действий и на этой основе разработать систему специальной подготовки, направленной на формирование психологической готовности к деятельности в трудных ситуациях. Предложен метод "опорных точек", позволяющий формировать у профессионала необходимую систему представлений об условиях деятельности, ее предмете и средствах. Созданы тренажерные комплексы, внедренные в практику профобучения.
Другим важным направлением научной деятельности П. является разработка концепции профессионального здоровья, на основе которой была создана общенациональная концепция охраны здоровья здорового человека, утвержденная МЗ РФ (2002). П. автор и гл. ред. монографий: "Практическая психология", М., 1994; "Страна авиация: белое и черное", М., 1995; "Авиация. Человек. Дух", М., 2000; "Созидательная психология. Избр. психол. труды", М., 2000; "Размышления о здоровье", М., 2001. Создано шесть учебных кинофильмов: "Психологический курс обучения курсанта и летного состава".
Л.А. Карпенко, В.А. Кольцова