ПОМПОНАЦЦИ (Pomponatius) Пьетро, по прозвищу Перетто Мантовано (1462—1524) — итальянский философ-гуманист. Учительствовал в Падуе, Ферраре и Болонье. Приверженец учения Аристотеля.
Основные сочинения: «О бессмертии души», «Книга о причинах естественных действий, или о волшебстве», «О судьбе, свободе воли, предопределении и Божественном Провидении» и др. Согласно П., интеллектуальная душа инициирует стремления и воления, внутренне присущие человеку. В отличие от чувственной души животных, интеллектуальная душа человека в состоянии постигать универсальное и сверхчувственное посредством чувственных образов. Вследствие этого душа неотъемлемо принадлежит телу и должна трактоваться как его форма. Душа не способна, по П., исполнять свои функции отдельно от тела. Конечно, — полагал П., — душа превосходит собственной благородной сущностью все материальное вокруг себя, при этом она «пропитывается нематериальным, хотя и не в абсолютной форме». (В данном случае П. хотел продемонстрировать то обстоятельство, что тезис о бессмертии души не может быть «с достоверностью» доказан посредством разума. По мнению П., этот тезис суть предположение веры и призван фундироваться соответствующими процедурами, а именно — «откровением и каноническим предписанием» — см. Двойственной истины теория.) По версии П., душа (как компонент человека — «микрокосма») занимает высшее место в иерархии материальных существ, гранича с духовными. Она располагается «посредине между ними, объединяя те и другие»: душа материальна в сравнении с нематериальными существами, нематериальна в сравнении с материальными существами.
Может душа выступать и как божественное начало, и как животное: «…нет ничего в мире, что хоть каким-нибудь свойством не могло бы иметь общего с человеком, почему заслуженно называют его микрокосмом, или малым миром… Великое чудо есть человек, поскольку он является всем миром и способен обратиться в любую природу, так как дана ему власть следовать любому, какому пожелает, свойству вещей…». Осмысляя профессиональный промысел философов, П. отмечал:
«Прометей истинно является философом. Пытаясь узнать тайны Бога, он терзается вечными тревогами и тайнами; не испытывает ни жажды, ни голода, не спит, не ест, не испражняется, осмеиваемый всеми, и почитаемый глупцом и святым, преследуемый инквизиторами, являет забавный спектакль для толпы.
Вот доходы философов, вот им награда». Творчество П. знаменовало эпоху, когда опыт и чувства людей начали выходить на первый план по сравнению с авторитетом древних. Сам П. в лекции (1523), посвященной «Метеорологии» Аристотеля, комментируя аподиктический силлогизм Аристотеля и Ибн Рушда о непригодности для обитания земель между тропиком Рака и Козерога, заметил, что все это легко опровергается письмом его личного друга. Тот пересек эту зону и нашел ее населенной. Как полагал П., уже что-либо лучше может доказать опыт человека, а не почтенный Аристотель. Платонизм оказывался для мыслителей Возрождения более перспективным, нежели аристотелизм.
А.А. Грицанов