ПИСЬМО. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Письмо. Психофизиологический аспект — знаковая система речи с помощью графических элементов. Психофизиологическая структура письма сложна и включает взаимодействие двигательных и сенсорных функций.

Координация этого взаимодействия складывается в процессе обучения. Формирование навыка письма проходит ряд этапов: аналитический, синтетический, автоматизации. Начальный этап обучения чрезвычайно сложен ввиду несформированности механизмов центральной регуляции движений, мышц кисти, трудности длительного выполнения статических усилий, а также недостаточной сформированности зрительного восприятия и зрительно-моторных координаций.

Специфической особенностью П. на начальном этапе обучения является дискретность отдельных двигательных действий. Выполнение каждого графического элемента осуществляется несвязно (раздельно). Пауза между отдельными двигательными актами в серии движений на начальном этапе практически равна длительности выполнения самого движения (написания графического элемента).

Пауза рассматривается как период осознания и оценки выполненного действия и программирования последующего. Сокращение паузы нарушает механизмы контроля и регуляции деятельности.

Постепенное (длительное — в течение нескольких лет) формирование навыка сокращает паузу, делая движения более связными и плавными. Форсирование скорости П. на начальных этапах резко сокращает паузу, разрушая психофизиологическую структуру деятельности, препятствует формированию навыка.

Трудности обучения П. могут быть связаны с несформированностью речи, моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций, нарушений в развитии других познавательных функций. Одной из ведущих причин является несформированность механизмов произвольной организации деятельности. Причиной нарушений формирования навыка П. может быть неадекватная методика обучения. При своевременной и правильной коррекции трудности П. не переходят в дисграфию. Нарушения П. при глубоких поражениях мозга называются аграфией.