ПИСАРЕНКО Иван Яковлевич (1926-1996) — белорусский социолог, кандидат философских наук (1975), профессор кафедры социологии Белгосуниверситета (1991). Участник Великой Отечественной войны, имел три ранения, награжден боевыми орденами и медалями. В науку П. пришел в 1969 (Институт философии и права Академии наук БССР).
С 1973 — педагогическая и научная деятельность в БГУ. На кафедре социологии БГУ работал с момента ее создания в 1989.
В области теоретических и практических проблем педагогической деятельности П. исследовал процесс формирования профессиональной этики как таковой и особенности педагогической этики. П. отмечал, что «особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы» и что «моральные кодексы возникают в результате необходимости регулирования поведения профессионалов в тех областях деятельности, которые в результате социальных изменений выдвигаются на передний план и их роль становится исключительно значимой». Специфика педагогической этики определялась им как ориентация на активный гуманизм и коллективизм, основанные не только на взаимном уважении и помощи, но и на взаимной требовательности и взыскательности. Отдавая отчет в динамизме развития социальных систем и институтов, П. указывал на необходимость пересмотра «характера и содержания спорных норм педагогической морали».
Находясь у истоков формирования проблемного поля отечественной социологии управления, П. изучал вопросы стиля управления в трудовом коллективе, теоретических основ делового общения, теории и практики социального планирования (в т.ч. относительно молодежи, трудового коллектива, досуга, образа жизни, личности). Работая на кафедре социологии, П. разработал и читал ряд оригинальных спецкурсов, которые легли в основу специализации студентов: «Социология управления», «Социология труда», «Этика управления», «Социальное планирование и прогнозирование» и др.
На протяжении многих лет своей научно-исследова-тельской практики, по признанию П., он вынашивал идею формирования единой социологической методологии, фундировавшей самостоятельный статус социологии и определявшей рационализм и практическую значимость результатов социологических исследований. Эта методология мыслилась как единая платформа для всех уровней и видов социологических исследований, но без претензии на унификацию результатов, схем и логик социологического объяснения. Результаты своих изысканий в этой области П. собирался представить в своей докторской диссертации «Социологическая методология как система», до защиты которой он не дожил 5 дней.
Акцент в методологической рефлексии П. был сделан в сторону конкретных социологических исследований (КСИ) — особое внимание уделено программе КСИ как его методологии, «были внесены новые компоненты в общепринятую схему ее разработки (разработка аналитического аппарата, критериального аппарата и др.)». П. хотел обогатить социологический арсенал «пока не получившими распространения, но апробированными эффективными методами сбора социологической информации, такими как социальная паспортизация, социологическая аттестация, эвристические методы». Социологическая методология, по схеме П., выступает полиструктурной системой из четырех взаимосвязанных уровней: общесоциологическая методология; методология специальных социологических теорий; методологическое обеспечение эмпирических социологических исследований; методология прикладных социологических исследований. «Все эти методологические уровни связывают организацию социологического познания в единую систему таким образом, что каждый нижний уровень непосредственно зависим от высшего по субординационному признаку… А в каждом из них выделяются свои подсистемы, которые связаны между собой по координационному признаку».
Принимал активное участие в подготовке первых в Беларуси фундаментальных изданий по социологии — «Словарь по прикладной социологии» и «Социологический словарь»; был членом ревизионной комиссии при Президиуме правления Белорусского отделения Советской социологической Ассоциации.
П. опубликовал более 100 научных работ, включая несколько монографий, одна из которых — «Педагогическая этика» (в соавторстве с В.И. Писаренко) — была трижды переиздана (в том числе на болгарском и латышском языках).
Д.К. Безнюк