ПИРРОН (ок. 360—280 до н.э.) — древнегреческий философ из Элиды (Пелопоннес). Верховный жрец Элиды. Один из основателей античного скептицизма и автор словоформы «акаталепсия» (осознание собственного незнания). Важнейшим источником для возможной реконструкции взглядов П. традиционно полагаются «Пирроновы положения» Секста Эмпирика, в значительной степени основанные на записях ученика П. — Тимона (320—230 до н.э.). По мнению П., «в силу примесей наши чувства не воспринимают точной сущности внешних предметов.
Но не воспринимает их также и разум, главным образом потому, что ошибаются его руководители — чувства; кроме того, может быть, и сам он производит какую-нибудь присущую ему примесь к тому, что ему сообщают чувства». Согласно П., «мудрость и знание не являются делом человеческим, и искать их надо только у богов». Существование всего различного и разнообразного обусловливается произвольными человеческими обычаями и установлениями. Недоступность вещей нашему познанию делает единственно правильным метод воздержания от суждений: по П., «текучесть и непрерывная качественная неустойчивость вещей ведут к их нечеткой же различимости в восприятии, а потому и невозможности судить о них с точки зрения категорий «истины» и «лжи». Так что лучше всего — воздерживаться от однозначно-определенных утверждений и пребывать в невозмутимости духа и полной свободе суждений». П. утверждал, что ничто не является ни прекрасным, ни безобразным; ни справедливым, ни несправедливым, — ибо все в себе одинаково и в действительности ни в чем ничего не существует («ничуть не более это, чем то»). Творчество П. индоктринировало в интеллектуальную культуру Европы понятие «пирронизма» или «искусства обсуждать все вопросы, всегда приходя к воздержанию от суждений» (по Бейлю).
Как отмечал Паскаль, «…люди не удивляются немощи своего разумения.
Они серьезнейшим образом следуют всем заведенным обычаям, и вовсе не потому, что полезно повиноваться общепринятому, а потому, что твердо убеждены в правильности и справедливости своих действий. Ежечасно попадая впросак, они с забавным смирением винят в этом себя, а не те житейские правила, постижением которых так хвалятся. Этих людей очень много, они слыхом не слыхивали о пирронизме, но служат вящей его славе, являя собой пример человеческой способности к самым бессмысленным заблуждениям: они ведь даже и не подозревают, насколько естественна и неизбежна эта немощь их разумения, — напротив, неколебимо уверены в своей врожденной мудрости». Три ведущих вопроса философии П. — «Как устроены вещи?
Как мы должны к ним относиться? Какую пользу приносит правильное обращение с вещами?» — были, как известно, впоследствии воспроизведены Кантом: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что могу надеяться?»
А.А. Грицанов