ПИКТОГРАММА

Пиктограмма (лат. pictus — нарисованный, греч. grapho — пишу) — методика исследования особенностей мышления, опосредованной памяти, аффективно-личностной сферы. Как прием экспериментально-психологического исследования П. была предложена в начале 30-х гг. Обычно испытуемому для запоминания прелагается определенное количество слов или выражений, при этом для каждого из них нужно нарисовать любое изображение или знак, т. е. Пиктографически записать ряд понятий. В качестве стимулов используются понятия различной степени обобщенности, и в основном такие, прямое изображение которых затруднено либо невозможно (напр., "веселый праздник", "теплый ветер", "обман", "справедливость" и т. д.).

Особенностью инструкции испытуемому является его ориентация на исследование только особенностей памяти, а также запрещение использования любых буквенных обозначений. После выполнения рисунков испытуемый должен назвать соответствующие им понятия или выражения.

Одним из важнейших элементов исследования является беседа, позволяющая раскрыть смысл символов, продуцируемых испытуемым. Время обследования не регламентируется. Если при использовании варианта П. по А. Н. Леонтьеву выбор испытуемого был ограничен 30-ю изображениями, входившими в набор карточек (при этом в процессе выполнения заданий число возможных вариантов уменьшалось), то единственным фактором, ограничивающим выбор образа в варианте со свободным рисованием, является интеллектуально-ассоциативный фонд личности испытуемого, его аффективные установки. Т. о. характер деятельности испытуемого и возможность интерпретации рисунка приближают П. к проективным методикам. Другой особенностью, раширяющей интерпретативную направленность методики П. является то обстоятельство, что опосредованное запоминание отражает как мнестические, так и интеллектуальные процессы (А. Р. Лурия, 1962). Построение образа, пригодного для запоминания, является процессом творческой активности мышления, в котором отражается его индивидуальная структура (С. В. Лонгинова, С. Я.

Рубинштейн, 1972). Отсюда широкие возможности для исследования мышления, в первую очередь процесс обобщения. (Не случайно первые исследования с применением П. (Г. В. Биренбаум, 1934) были посвящены анализу особенностей мышления больных психическими заболеваниями, т. к. построение П. сопряжено со значительными умственными усилиями и недоступны при интеллектуальной недостаточности).

В нашей стране методика использовалась в контексте изучения опосредованного запоминания в рамках культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский, 1935). Наиболее простой прием пиктографического исследования был предложен Л. В. Занковым (1935). Испытуемым предлагалось запомнить конкретное слово с помощью определенного изображения на картинке, установив связь между словом и предъявляемым изображением. Вариант П., предложенный А. Н.

Леонтьевым (1930), требовал более сложной деятельности: выбора для запоминания слова картинки из предлагаемого набора. Этот вариант П. нашел широкое распространение, особенно в клинических исследованиях детей (А. Я. Иванова, Э. С. Мандрусова, 1970; Л. В. Бондарева, 1969; Л. В. Петренко, 1976).

В настоящее время отмечается тенденция разработки и совершенствования интерпретативной схемы П., учитывающей разнообразные категории исследуемых показателей и предусматривающей формализацию данных. Это расширяет возможности методики, допускавшей ранее лишь качественную обобщенную интерпретацию результатов, является основой для стандартизации показателей, что приближает П. к современным психодиагностическим методикам. Одной из наиболее полных схем анализа данных П. является интерпретативная схема Б. Г. Херсонского (1988).

Интерпретация складывается из качественного анализа каждого образа с последующей формализованной оценкой на основе отнесения к определенному типу; оценки количественного соотношения образов различного типа в данном протоколе; учета аналитических факторов, недоступных формализации (особые феномены), в том числе графических особенностей рисунка. При качественном анализе учитываются: тематика рисунка, факторы абстрактности (конкретные образы, метафорические образы, геометрические, графические и грамматические символы, индивидуально-значимые образы, формальные образы). Дополнительно рисунки оцениваются по фактору частоты (стандартные, оригинальные, повторяющиеся) и по фактору адекватности (близость образа и понятия, степень обобщенности, лаконичность изображения). К регистрируемым особым феноменам относятся ассоциации по созвучию, выхолощенность символики, недифференцированные изображения, "шоковые" реакции, употребление буквенных обозначений, стереотипии, высказывания испытуемых и т. д. Графические особенности рисунка анализируются с учетом расположения на листе бумаги, характера линий, размера, нажима и т. д.

На основании выделенных контингентов больных и здоровых лиц. Нормы носят как статистический, так и описательный характер. Валидность конструктная стандартизированной формы П. анализировалась на основе сопоставления полученных данных с тестом Роршаха, рисуночными проективными тестами, в частности, "Дом-дерево-человек" тестом, Бентона визуальной ретенции тестом, вербальными методиками исследования мышлений. Валидность критериальная (текущая) определялась сопоставлением результатов больных с различными психическими заболеваниями и здоровых. П. относится к числу наиболее широко употребимых методик изучения познавательной сферы и личности в отечественной клинической психодиагностике.

Л. Ф.

Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии