ПИАЖЕ

ПИАЖЕ (Piaget) Жан (1896—1980) — всемирно известный швейцарский психолог, специалист в области теории познания (генетической эпистемологии), психологии развития, психологии образования, экспериментальной и теоретической психологии. Автор теории стадий развития интеллекта. Окончил Невшательский ун-т (1915), получил диплом по естественным наукам (1917), а затем степень докт. по биологии (1918). К этому времени опубликовал более 30 работ по биологии, но с 1918 г., работая под руководством П. Блейлера, заинтересовался психологией.

В 1921 г. Э. Клапаред предложил П. пост руководителя научных исследований Института Жан-Жака Руссо (Женева), а в 1925 г. он получил свою первую кафедру психологии, социологии и философии науки в Невшательском унте. В 1929 г. переехал в Женеву (профессор истории научной мысли Женевского ун-та), где и работал до выхода на пенсию и получения звания засл. профессора в 1971 г. Параллельно занимал должности: профессора экспериментальной психологии и социологии в Лозанне (1938—1951); профессора генетической психологии Сорбонны (Париж, 1952—1953); директора Международного центра генетической эпистемологии (Женева, 1955—1980). Был президентом Швейцарской комиссии ЮНЕСКО, состоял членом 20 научных обществ, почетным д-ром многих ун-тов.

Награжден премией Эразма (1972) и десятью другими премиями. Соред. "Archives de Psychologie" и семи других журналов. В первых работах ("Речь и мышление ребенка", 1926, в рус. пер.: М. — Л., 1932, 1995) детально проанализировал качественную специфику детского мышления.

Используя метод клинической беседы, выдвинул, опираясь на суждения ребенка, положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является эгоцентризм, в силу которого он смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. В мышлении ребенка обнаруживаются и такие особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы), анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей), артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей).

Эти свойства мышления отражаются в эгоцентрической речи ребенка, выражающей "логику чувств" и не выполняющей коммуникативной функции. Эгоцентризм преодолевается благодаря социализации. В дальнейшем П. пересмотрел этот взгляд, разработав особую логическую систему, позволяющую описать развитие психики ребенка как трансформацию совершаемых им действий (операций). Из системы реальных внешних действий (сенсомоторный интеллект), которые координируются в целостные системы и превращаются в действия внутренние, возникает логико-математический строй человеческого познания.

Для этого действия должны приобрести особые признаки и превратиться в операции. Сенсомоторная и дооперациональная стадии сменяются операциональной. Взаимозависимость операций, их обратимость (для каждой операции имеется противоположная либо обратная ей операция) создают устойчивые и вместе с тем подвижные целостные структуры. От стадии конкретных операций (которую П. датировал младшим школьным возрастом) мышление переходит на стадию формально-логических операций, завершающуюся к 15 годам, в которой происходит организация операций в структурное целое, появляется способность рассуждать посредством гипотез. Описание периодов и стадий развития интеллекта было вторым после эгоцентризма крупным открытием П. в области детской психологии. При этом исследования развития интеллекта дополнялись изучением эмоциональных процессов, памяти, воображения, восприятия, которые рассматривались как полностью подчиненные интеллекту. Хотя П. получил международное признание как исследователь детской психологии, сам он рассматривал свою работу как вклад в теорию познания (генетическую эпистемологию), направленную на изучение развития (генезис) знания.

Программа его исследований была намечена еще в первой книге, вышедшей в 1918 г. (&quot

;Recherche". La Concorde) и, по существу, разрабатывалась все последующие шестьдесят лет. Ключевой у П. была концепция "универсального знания", в которой был поставлен вопрос: "как познающий субъект достигает специфического уровня всеобщего знания в процессе бесконечного приращения рационального знания". В попытке ответить на этот вопрос, в противовес философским реализму и номинализму, П. выдвинул конструктивизм, с помощью которого намеревался примирить объективность знания (реализм) с его социокультурной изменчивостью (номинализм). Центральный аргумент П. заключался в том, что если рациональное знание является фактом, то его развитие должно быть хотя бы частично рациональным на протяжении развития ребенка и истории науки. Исследовательская программа П. описывала последовательность развития и те механизмы, с помощью которых развивается рациональное знание. Оно требует для своего возникновения использование интеллектуальных структур. Отсюда "задачей психологии является обнаружение этих структур и их анализ". П. применял формальные модели, базирующиеся на теории групп, теории категорий, и логику для описания отличительных признаков интеллектуальных структур.

Таких признаков он выделил четыре: сохранение (инвариантность), новизна, необходимость и конструкция. Аргументация П. заключалась в том, что хорошая организация (конструкция) сочетает сохранение (полученное знание сохраняется) и новизну (лучшие знания развиваются) посредством необходимости (знание встроено в необходимую систему). Однако, чтобы показать, как сохранение соединено с конструкцией новизны, отмеченной необходимостью, проведено недостаточное количество исследований других факторов. Работы П. привлекали к себе международное внимание большую часть XX столетия, при этом он был наиболее критикуемый автор.

Его теория стадий развития интеллекта ставилась под сомнение из-за часто наблюдаемого явления декаляжа, из-за того, что не позволяла, по мнению критиков, адекватно описать процессы обучения, индивидуальные различия интеллекта и т. п. Экспериментальные работы А.В. Запорожца, П.Я.

Гальперина, Д.Б. Эльконина показали, что не столько логические операции, сколько ориентировка в предметах и явлениях является важнейшей частью всякой человеческой деятельности. Тем не менее работы П. блистательно продемонстрировали возможность перевода таких сложных философских вопросов, как "Что есть познание?" в эмпирические вопросы для психологии: "Как развивается знание?". Ответы на подобные вопросы "определили ту научную парадигму, которая и сегодня продолжает влиять на научные стандарты оценки альтернативных описаний интеллектуального развития. Кроме того, современные представители неоструктурализма разработали и представили модифицированный вариант теории стадий, в связи с чем подход П. продолжает развиваться. П. автор большого количества публикаций. В русском переводе изданы его труды: "Проблемы генетической психологии" / Вопр. психологии, 1956; "Преподавание математики", в соавт., М., 1960; "Генезис элементарных логических структур", в соавт., М., 1963; "Избранные психологические труды", М., 1969; "Экспериментальная психология", том 1—6, М., 1966—1978 (ред. совм. с П.Фрессом).

Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский