ПЕТР ЛОМБАРДИЙСКИЙ

ПЕТР ЛОМБАРДИЙСКИЙ (1095—1160) — епископ парижский, «magister Sententiarum», один из известных схоластов, своим творчеством во многом продолжившим труды Петра Абеляра, повлиявший на дальнейшее развитие как теологии, так и философии вплоть до 16 в. Автор множества трудов, хрестоматийное значение из которых имеют: «Толкования на Псалмы», «29 Проповедей» и, особенно, «Сумма сентенций, или учений о вещах и знаках», написанная между 1147 и 1151, представляющая собой выдающуюся систематизацию (не без влияния св. Иоанна Дамаскина) учения Западной Церкви, которая широко использовалась в качестве энциклопедии или авторитетного справочного, а для многих и учебного пособия. «Сумма…», переведенная на латынь в 1161, представляет собой дидактически собранный материал: синтез Священного Писания, св.

Отцов (по преимуществу западных: Августин, Амвросий, Иероним, Беда, Боэций, Григорий Великий, но есть и восточные, например, Иоанн Дамаскин) и известных ему теологов (особенно Ансельма Лаонского, Петра Абеляра). В этом произведении П.Л. отстаивает широкие права для разума, учит о свободе как разума, так и воли. Разум, по П.Л., есть судья воли, часто действующей опрометчиво. П.Л. умело обрабатывает, казалось бы, противоречивые мнения так, что они стройно и логично складываются в цельную систему. Ему даже удалось завоевать симпатии Бернарда Клервоского, при вмешательстве которого был осужден Абеляр (см. Бернар Клервоский, Петр Абеляр). Секрет в том, что П.Л., в отличие от Петра Абеляра, был свободен от личностного пафоса и делал свое дело, соблюдая традиции, воздавая должное авторитетам и не провоцируя избыточных дискуссий. «Сумма…» состоит из нескольких книг: первая — о

Троице и основных атрибутах Бога, вторая — о творении и о грехе, третья — о происхождении человека и о райском, идеальном бытии, четвертая — о таинствах и о конечных судьбах мира. Ко времени П.Л. количество таинств исчислялось по-разному: от двух до двенадцати; а сам термин «таинство» использовался в двух значениях: в узком — Крещение и Евхаристия, и в широком — множество других обрядов и треб.

Важно обратить внимание на то, что П.Л. впервые в истории богословия вводит учение о седмиричности таинств, формальная сторона которого позже будет заимствована Востоком (через полемику с протестантами — в «Послание Восточных Патриархов»), хотя сам П.Л. в число «семь» включал не тот список, который мы имеем теперь. Авторитет «Суммы…» был настолько велик, что в последующем всякий уважающий себя теолог считал своим долгом что-нибудь написать об этом произведении.

Альберт Великий пишет свои «Комментарии», то же делает и его ученик Фома Аквинат: кроме собственных «Комментариев» он пишет еще и ряд других трактатов, посвященных тематике П.Л. («О сущем и сущности», «О началах природы» и др.). Пишут свои комментарии и Скотт, и Уильям Оккам. Для изучения «Суммы…» учреждаются кафедры и даже ученые степени. Бывало даже так, что это произведение было более читаемо, чем сама Библия. Однако судьба П.Л. не так безоблачна. Он имел при жизни множество оппонентов (Вальтер Сен-Викторский и др.). В 1125 IV Латеранский собор взял под защиту учение П.Л. о Троице, что, несомненно, повысило его авторитет.

Однако 15 других пунктов его учения не были приняты (например, мнение о тождестве любви к Богу и ближнему со Св. Духом).

о. Сергий Лепин