ПЕДАГОГИКА (буквально с греческого — вождение детей) — совокупность представлений, знаний, норм, техник и умений, накопленных в культуре относительно процессов взаимодействия взрослых и детей. В зависимости от прагматической аспектизации П. называют: 1. Научную дисциплину, изучающую процессы взросления, окультуривания и социализации детей. 2. Технологическую дисциплину, включающую в себя принципы, правила и нормы, регламентирующие поведение и деятельность взрослых относительно детей, а также права и обязанности взрослых во взаимодействии с детьми. 3. Искусство и ремесло специальной социальной группы или профессионального сообщества, которому общество делегирует взаимодействие с детьми от имени всего общества. 4. Прикладную философию или философию, занимающуюся практической апробацией нарабатываемых ею представлений и подходов к жизни, человеку, социуму, познанию и практической деятельности. 5. Результат культурологических, антропологических и этнографических исследований различных культур и субкультур, описывающий принятые в данной культуре формы воздействия взрослого сообщества на детей и формы взаимодействия в детском сообществе (народная П.).
1) Научная П. возникает в 17 в. (Я.А. Коменский, Дж. Локк), когда было положено начало систематическому изучению процессов взросления, окультуривания и социализации, выявлению и описанию закономерностей этих процессов.
Хотя и до этого существовал богатый, но неоформленный эмпирический и теоретический материал. Для Коменского в описании закономерностей названных процессов определяющим выступал принцип природосообразности, предполагавший преформизм в индивидуальном развитии ребенка. Развитие трактовалось как разворачивание имманентно присущих индивиду свойств и качеств.
Этапность и закономерность в индивидуальном развитии диктовали нормативность деятельности педагога, обязанного их учитывать в своей деятельности. В таком подходе в предмете научной П. синтезировались знания анатомии, физиологии и психологии ребенка. А исследовательские результаты оформлялись как закономерности физического, умственного или душевного развития (например, умственный возраст и шкала Ж. Бине, учение И. Гербарта об этапах взросления, психоаналитическая концепция психологических кризисов социализации Э. Эриксона — см.).
Отказ от идеи преформизма и иная трактовка развития связаны с культурно-исторической концепцией Л. Выготского (см.), в которой определяющим выступал принцип культуросообразности, а вместо исследований закономерностей разворачивания имманентных качеств и свойств индивида выдвигалась задача проектирования зоны ближайшего развития. Физиологические и психологические законы принимаются в этой концепции как материал для проектирования.
Альтернативная версия программы научной П. связана с сенсуалистической идеей «чистой доски» — tabula rasa (Локк, Э. Кондильяк), и, соответственно, принципом ассоцианизма. Исследовательские задачи в этом подходе состояли в установлении закономерностей индивидуального восприятия, познания и научения.
Научные результаты оформлялись в ассоциативной психологии (например, Г. Эббингауз), в бихевиористских (см. Бихевиоризм) концепциях научения (Д. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер).
Третья программа построения научной П. относится уже к 20 в. В этой программе объектом П. выступает не только развитие ребенка и человека, но и культурная коммуникация. П. становится полипредметной дисциплиной, в которой комплексируются естественно-научное и гуманитарное знания в их деятельностных версиях. Материалом для комплексирования педагогического предмета становятся не только знания из традиционных областей (физиологии, психологии, логики и социологии), но и достижения герменевтики, семиотики, антропологии, теории коммуникации и диалога культур.
2) Как технологическая дисциплина П. организует деятельность одного из важнейших социальных институтов, обеспечивающих непрерывность и преемственность культуры — школы. Школа всех уровней является одним из наиболее инерционных социальных институтов. Эта черта относится и к учебному процессу, который, по характеристике О. Тоффлера (см.), несет на себе следы конвейерной организации труда раннего этапа индустриального производства.
Изменения и эволюция педагогических технологий гетерохронна относительно развития остальных социальных институтов, поэтому школа и вся система образования переживает периодические кризисы обновления и перманентного реформирования. Технологизация всей системы социальной коммуникации как «футурошок» особенно остро проявляется именно в образовании, а П. часто оказывается неготовой отвечать новыми технологиями на очередной вызов. В последние десятилетия все чаще новые технологии образования, обучения и подготовки просто заимствуются сферой образования из других областей, а не разрабатываются в рамках П. За П. остается область обеспечения грамотности (см. Функциональная грамотность). В рамках П. как технологической дисциплины выделяются автономные технологические отрасли: дидактика, методика, программированное обучение и т.д.
3) Трансляция педагогического знания как в архаичных так и в современных видах скорее не технологична, а принимает формы искусства и ремесла.
Распространенными литературными жанрами в такой трансляции являются автобиографии (Августин Блаженный, Петр Абеляр, Р.Дж. Коллингвуд, Дж.С. Милль, Ж.-П. Сартр), романы воспитания, или специальная литература в квазихудожественной форме (Ж.-Ж. Руссо, А.С. Макаренко, Я. Корчак). Педагогическая деятельность во многом экземплифицирована и уникальна, и именно в формах искусства и индивидуального ремесла представлена в своих высших проявлениях. История П. содержит в себе галерею великих учителей от Сократа и Конфуция до создателей школ и направлений в искусстве и науке.
4)
Зачастую новые педагогические системы создавались и вводились философами (Я.А. Коменский, Д. Дьюи), а история П. есть отражение истории философии (Платон, Локк, Руссо, Г. Спенсер, И. Кант и др.). С. Гессен отмечал, что даже самые частные и конкретные вопросы П. возводятся в последних своих основах к чисто философским проблемам, и что борьба различных педагогических течений между собой есть только отражение более глубоких философских противоречий. Такое понимание (вслед за П. Наторпом) позволило ему назвать П. прикладной философией.
5)
В развитии цивилизации далеко не сразу дети, детский мир и детское сообщество стали рассматриваться как самостоятельные участники во взаимодействии с миром взрослых и взрослым сообществом. Только в 20 в. кроскультурные исследования дали возможность увидеть многообразие культурных форм взаимодействия взрослых и детей. Описаны различные варианты народных П. В рамках культурологии и антропологии стали исследоваться как самостоятельно существующие мир детей и детское сообщество. В определенном смысле можно говорить об особой П., существующей в детских сообществах для самих детей, которая, с переменным успехом, конкурирует со взрослой П. В целом педагогические представления и знания настолько гетероморфны и гетерономны, что создание некой целостной общей П. вряд ли возможно. Все попытки такого рода либо идеологически тенденциозны, либо представляют собой неоправданный редукционизм. См. также: Воспитание, Гуманитарные технологии, Образование.
В.В.
Мацкевич, С.Б. Савелова