ПАНОВ Виктор Иванович (р. 1945 г.) — российский психолог, специалист в области общей и экологической психологии, методологии психологии, психологии одаренности и развивающего образования. Создатель в системе экологической психологии направления "экопсихологии развития человека". Д-р психологических наук (1996), чл.-кор. РАО (2001), зам. директора Психологического института РАО (с 1992). Организатор и руководитель секции "Экологическая психология" при РПО (2000). Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 1998 г., награжден медалью К.Д.
Ушинского (1999). После окончания школы (1963) и службы в армии (1964—1967) поступил в 1968 г. на работу в НИИ ОиПП АПН СССР (ныне ПИ РАО) и одновременно на вечернее отделение фак-та математики МГПИ им. В.И. Ленина, который окончил в 1973 г. Профессиональную исследовательскую деятельность начинал под руководством Д.А.
Ошанина (1974), а затем А.И. Миракяна (1980).
В 1983 г. защитил канд. дис.: "Взаимосвязь скорости и формы движущегося объекта в непосредственно-чувственном восприятии". В развитие подхода к психическому отражению как порождающему процессу, разрабатывал концепцию восприятия стабильности и движения объектов в процессе зрительного восприятия ("Непосредственно-чувственное восприятие движения объектов", М., 1993), защитив на эту тему докт. дис.: "Непосредственно-чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов". В 1996 г. создал и возглавил лабораторию "Экопсихологии развития". Изучение психологических и образовательных аспектов проблематики "порождения процессов восприятия", "экология детства", "одаренности школьников" привело П. к созданию нового направления исследований — изучению в системе экологической психологии проблем экопсихологии развития человека (его психических процессов, психических состояний и сознания), которые исследовались в социальных условиях разного вида: семейных, образовательных, информационных и т. д. В 1996 г. в Москве П. была организована и проведена первая (а в 2000 г. — вторая) "
;Российская конференция по экологической психологии". По инициативе П. была организована секция "Экологическая психология" при РПО (2000), он был избран в Совет по экологическому образованию при Президиуме РАО. Анализ экопсихологических особенностей развития детей в образовательной среде разного типа позволил П. предложить новый подход к исследованию проблемы "Одаренные дети", в котором одаренность рассматривается в качестве психического состояния и структуры сознания как системно развивающихся свойств психики ребенка.
С 1997 г. П. — научный руководитель координационного совета федеральной целевой программы "Одаренные дети" Министерства общего и профессионального образования РФ. В рамках этой программы при участии П. была разработана "
;Рабочая концепция одаренности" (ред. В.Д. Шадриков), издано семь учебных пособий для учителей ("Библиотека "Одаренные дети", 1997—1998 гг.). В настоящее время эта проблематика разрабатывается как "Психодидактические и экопсихологические принципы развивающего образования". Применив основные положения экопсихологического и онтологического подходов к проблеме психических состояний, П. разработал типологию и концептуальную модель изменения психических состояний как особой формы бытия, развивающейся во взаимодействии человека с окружающей средой, включая экстремальные ситуации. Апробация и внедрение экопсихологического подхода к развитию человека, в том числе одаренных детей, реализуется в лекционных курсах для студентов различных вузов и в системе повышения квалификации педагогов и психологов. П. также автор монографий: "Основные направления экологической психологии", Смоленск, 2001; "Введение в экологическую психологию", вып. 1, М., 2001.
Л.А. Карпенко