ПАМЯТЬ АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ

Память автобиографическая — вид памяти, обеспечивающий субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути. Содержание П. а. составляют автобиографически значимые события, состояния и представления о себе в различные периоды жизни, которыми определяется самоидентичность личности и ее уникальность. Начиная с 1980-х гг., в мировой психологической науке отмечается активное развертывание специальных эмпирических исследований П. а. и выход в свет отдельных монографий авторов, доказывающих обоснованность изучения П. а. как нового самостоятельного объекта исследования, относящегося как к сфере психологии памяти, так и к сфере психологии личности. Согласно определению Б. Росс, П. а. "заключается в способности субъекта фиксировать события такого рода, которые осознаются как часть его личной истории. Автобиографическое воспоминание представляет собой процесс, порождаемый потребностью субъекта в вере в стабильность Я и необходимостью в достаточных для поддержания подобной веры фактах".

По мнению Дж. Робинсон, "П. а. — это память на биографическую информацию и жизненные переживания". Ключевым в анализе феноменологии П. а. является понятие "flashbulb" ("яркая вспышка"), предложенное Дж. Куликом (1977) и прочно вошедшее в арсенал психологии, которое описывает специфику представления автобиографического материала в памяти в виде "живых" образов с множеством конкретных деталей, что дает возможность субъекту "возвратиться" в прошлую ситуацию, испытать чувства, соответствующие реальному событию.

Считается, что это явление обусловлено особыми нейронными механизмами. Э. Тульвинг, оспаривая чисто физиологическое объяснение природы существования в памяти автобиографического эпизода, относит П. а. к эпизодической подсистеме в предложенной им дихотомии семантической — эпизодической подсистем памяти. Признание П. а. в качестве объекта изучения общей психологии диктует необходимость определения единиц организации этой психологической реальности, ее отличительных характеристик и уникальных функций.

Единицами существования автобиографического опыта являются взаимно-перекрывающиеся пространства важных и ярких автобиографических воспоминаний.

Воспоминание о ярком событии событийно-фактологично, организовано по пространственно-временному принципу, насыщено "чувственным" и эмоциональным содержанием. В воспоминаниях о ярких событиях акцентируются переживания, имевшие место в момент фиксации события, вне зависимости от последствий события для дальнейшей жизни, не происходит "развития" воспоминания при многократных воспроизведениях.

Основное содержание воспоминания о важном событии составляет описание результатов и последствий события (или жизненного этапа), "взгляд из сегодняшнего дня". В П. а. важное событие погружено не в событийный, а в смысловой контекст. Автобиографический опыт, составляющий важное событие, имеет социально-смысловую, обладающую динамикой во времени, произвольно реконструируемую организацию.

В зависимости от объективных характеристик ситуации актуализации, личностных задач субъекта и его эмоционально-мотивационного состояния, конкретное автобиографическое воспоминание выступает в качестве функциональной единицы преимущественно или эпизодической, или семантической подсистемы. Подтверждением этому служит наличие в редуцированной форме у воспоминаний одного типа характеристик другого типа. Необходимо отличать П. а. от эмоционального вида памяти, поскольку существует качественное различие между эмоциональной и личностно-смысловой насыщенностью автобиографического воспоминания.

В качестве системы отличительных характеристик, выделяющих П. а. из ряда других видов памяти, предлагаются следующие: уникальность, неповторимость событий жизни, запечатленных в П. а.; структурирование содержаний П. а. в соответствии с индивидуальной концепцией "судьбы" в "историю жизни"; яркость, системность, целостность автобиографических воспоминаний, включающих необходимое и достаточное содержание для повторного переживания личностью данной ситуации с полным ощущением себя вновь ее участником (феномены "живой картины" и "диссоциации разновременных Я"); повествовательная вербализованная форма презентации субъекту части П. а.; различие на осознаваемом и неосознаваемом уровнях ценностно-смысловой и мотивационно-эмоциональной насыщенности П. а.; наличие временного пространства организации П. а., характеризующегося системой "опорных, ключевых точек"; специфика произвольной регуляции П. а.; особые интерперсональные и интраперсональные функции П. а.; социально-культурная детерминация формирования П. а., путем включения в ее организацию парадигмы "судьбы". П. а. выполняет два ряда функций — интерперсональные и интраперсональные. К числу интерперсональных относятся: поддержание связи с близкими людьми, имеющими сходные фрагменты автобиографического опыта; трансляция пожилыми людьми своего жизненного опыта; способ установления контактов (демонстрация доверия); понимание и предсказание жизни других людей и их поступков по аналогии со своим прошлым. Интраперсональные функции П. а. состоят в формировании самоосознания уникального, самотождественного психологического субъекта; саморегуляции; конструировании Я-концепции. Пристальное внимание современных исследователей к проблематике П. а. продиктовано и насущными потребностями практики. Знание закономерностей П. а. необходимо в криминалистике при экспертизе истинности свидетельских показаний, медицине (техника повышения эффективности деятельности врача за счет грамотной организации запоминаемой больным информации о процессе лечения, препаратах и процедурах), педагогике. Результаты исследований П. а. как высшей формы человеческой памяти, функционирующей "в естественном контексте", применяются для построения новых подходов к психотерапевтической и психокоррекционной работе.

В.В. Нуркова