ПАМЯТИ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Памяти патопсихологические исследования — совокупность методических приемов, с помощью которых изучаются особенности памяти при патологических нарушениях психической деятельности. ППИ проводится при различных соматических, психических заболеваниях, полученной травме. В диагностической процедуре используются следующие методики:

(а) "Заучивание 10 слов" Методику предложил А. Р. Лурия для диагностики непроизвольного запоминания.

Методика позволяет также оценить утомляемость пациента. Для обследования обычно пользуются разными наборами слов. Слова для запоминания предъявляются пациенту несколько раз. Форма "кривой запоминания" позволяет выявить особенности запоминания.

Появление лишних слов при воспроизведении может свидетельствовать о наличии органических заболеваний головного мозга. В том случае, когда пациент с каждой новой пробой воспроизводит меньшее количество слов, можно судить об истощаемости внимания, если "кривая запоминания" имеет зигзагообразную форму, то можно сделать вывод о колебаниях внимания.

(б) Для исследования опосредованного запоминания применяют методику А. Н. Леонтьева. Пациенту для запоминания набора слов предлагают картинки с изображением различных предметов. Для лучшего запоминания ему нужно подобрать к запоминаемому слову картинку, которая затем поможет вспомнить данное слово.

Через час пациенту предъявляют картинки и просят вспомнить слова, для которых были отобраны эти картинки. Интерпретируют установленные связи между словом и картинкой и объяснения самого пациента. Больным олигофренией недоступно установление опосредованных связей. Больные с корсаковским (амнестическим) синдромом находят адекватные связи между словом и картинкой, но воспроизведение у них нарушено, т. к. нарушается память на настоящее. Больные шизофренией устанавливают неадекватные связи: по созвучию, по отдельным элементам изображений на картинке (установление подобных связей позволяет говорить о нарушениях мышления).

(в) Методику "пиктограмма" предложил А. Р. Лурия не только для диагностики опосредованного запоминания, но и для анализа особенностей мышления, эмоционально-личностной сферы (Б. Г. Херсонский, 2000).

При интеллектуальном снижении данная методика не применяется. Для запоминания предъявляемых слов (в список включены конкретные и абстрактные понятия) пациенту предлагают сделать рисунок, который поможет затем вспомнить данное слово, оговаривая, что качество рисунка не имеет значения. Анализируют связи, которые пациенты устанавливают между словом или словосочетанием и рисунком, объяснения пациента (выявляются нарушения способности к процессам обобщения и абстрагирования).

>Больные эпилепсией обычно выполняют несколько рисунков для запоминания одного слова ("обстоятельность мышления"), детализируют рисунки, которые выполняются очень медленно и тщательно ("инертность психических процессов"). Для больных шизофренией характерна неадекватность устанавливаемых связей (установление связей по созвучию, по начальным буквам слова и рисунка), бессодержательность связей, выхолощенность (рисунки из палочек, черточек, геометрические символы), стереотипные рисунки. На эмоционально значимые слова одни больные выполняют рисунки, носящие личностный характер (больные психопатией и больные эпилепсией), а другие — на значимые слова создают образы эмоционально холодные (больные шизофренией).

Следует остановиться на нарушениях памяти: если больной легче воспроизводит слова в пиктограмме, чем слова из набора 10 слов, то можно утверждать, что у него нарушения памяти скорее имеют органическое происхождение, если, наоборот, больной легче вспоминает 10 слов и хуже слова в пиктограмме, т. е. опосредованные связи препятствуют воспроизведению, это свидетельствует о нарушении мышления и характерно для больных шизофренией; (г) методика "Воспроизведение рассказов" используется для диагностики запоминания и понимания текстов, для выявления особенностей устной и письменной речи.

Для исследования применяют тексты разной трудности. У больных с сосудистыми и органическими заболеваниями головного мозга наблюдаются различные ошибки при воспроизведении рассказов (замена действующих лиц в рассказе, перемещение событий из одного рассказа в другой). Больные шизофренией при пересказе вносят различные добавления, придавая личностную значимость рассказу, включают бредовые идеи.

Особенности речи у сосудистых больных заключаются в наличии персевераций, парафазий, что свидетельствует об инертности нервных процессов. Для больных шизофренией характерны аграмматизмы, разорванность речи.

И. М. Карлинская, И. Б. Ханина

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии