РЫБАКОВА ФИГУРЫ

Рыбакова фигуры — практический тест, направленный на определение уровня развития пространственного воображения. Разработан русским психиатром Ф. Е. Рыбаковым в 1910 г. В первоначальной форме тест представлял собой набор рисунков геометрических фигур, из каждой можно было сложить квадрат. Позднее принцип Р. ф. был положен в основу многих сходных методик. В 1922 г. методика

Рыбакова была использована В. Штерном, а в 1930 г появилась редакция Р. ф подготовленная Р. Лайкертом. Одним из последних вариантов методики является версия Р. Мейли (1955), используемая и в настоящее время.

Материал теста состоит из 45 заданий, размещенных на карточках или на специальном бланке.

Каждое задание представляет собой замкнутую фигуру из соединенных под различным углом прямых линий. По периметру фигуры нанесены точки, две из которых, соединенные прямой линией, приведут к правильному решению. Все точки пронумерованы. Правильным является такое решение, когда отсеченная от общей фигуры часть, повернутая в воображении и вновь соединенная с оставшейся частью, образует квадрат.

Время выполнения заданий ограничено. В протоколе испытуемый самостоятельно записывает номера точек, между которыми он провел бы условную линию (работа испытуемого по комбинированию частей фигуры проводится только в воображении). Первичная оценка образуется путем подсчета количества правильно выполненных заданий. В различных редакциях теста используются разные варианты шкальных оценок. Напр., в версиях Р. ф. разработанных в Польше и Чехословакии (1966, 1976), индивидуальные первичные показатели переводятся в процентили, стэны, пятибалльную рейтинговую шкалу.

Возрастные категории испытуемых, для которых стандартизированы различные версии Р. ф., 15—18 лет.

Надежность по внутренней согласованности rt=0,812. Надежность ретестовая устанавливалась для трех временных интервалов: спустя 24 часа rt=0,986;спустя 14 дней rt=0,988; спустя 6 недель rt=0,965. Имеются сведения о конструктной валидности Р. ф. Как показывает факторный анализ:, решение теста зависит главным образом от уровня развития пространственного воображения, однако, результаты теста в высокой степени насыщены фактором G. Исследования показали, что испытуемые с высокими показателями по тестам интеллекта и недостаточно развитым уровнем пространственного воображения часто достигают высоких результатов по Р. ф.

Успешность выполнения теста в значительной степени зависит от уровня ригидности мышления. Испытуемые, с трудом изменяющие тактику решения и придерживающиеся стереотипных подходов, получают более низкие результаты. В то же время количественные показатели связи результатов Р. ф. с данными тестов интеллекта не столь существенны, как можно было бы ожидать. Так, с тестом Векслера — на уровне r=0,28, с результатами теста "Проверка G" r=0,221. Однако связь Р. ф. с практическими тестами общих способностей оказывается более значимой. При сопоставлении с прогрессивными матрицами Равена r=0,382—0,596, с тестом PFB Вонкомера r=0,408—0,700. Имеются сведения о наличии высоких связей Р. ф. с практическими тестами конструктивных способностей, задания которых требуют выполнения комбинаторных пространственных задач. Критериальная валидность Р. ф. оценивалась на основании сопоставления с академической успешностью, а так же с экспертными заключениями об уровне овладения испытуемыми различными специальностями.

Валидность прогностическая по критерию успешности обучения арифметике с интервалом прогноза 5 лет составила r=0,438, по прогнозу овладения специальностью r=0,489—0,501. Валидность текущая устанавливалась путем сопоставления с оценками на выпускных экзаменах (r=0,26—0,37). Наиболее широко используется Р. ф. в психологии труда, в диагностике технических способностей. Рекомендуется использование теста в виде элемента тестовой батареи. В отечественной психодиагностике тест Р. ф. оказался забытым.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии