РУБИН

РУБИН (Rubin) Эдгар По (1886—1951) — датский психолог, психофизиолог, представитель гештальтпсихологии. Автор концепции о соотношении фигуры и фона. Образование получил в колледже Соломанна, затем с 1904 по 1911 г. изучал философию в ун-тах Копенгагена (магистр психологии, 1910; д-р философии, 1915).

Здесь, после успешного прохождения конкурса, стал проводить исследования симультанного светового контраста под руководством А. Леманна (1911—1914). Работал в лаборатории Г. Мюллера, затем, вместе с Д. Катцем, — под руководством Э. Гуссерля. В 1916—1922 гг. работал в качестве доцента и преподавателя Копенгагенского ун-та, а с 1922 г. — профессором экспериментальной психологии (как преемник А. Леманна руководил психологической лабораторией). Был президентом Интернационального конгресса по психологии в Копенгагене.

Своей знаменитой работой "Визуально воспринимаемые фигуры" ("Synsoplevede figuer". Kobenhavn, 1915) о соотношении фигуры и фона оказал значительное влияние на дальнейшее развитие теории гештальтпсихологии.

Дал описание субъективных признаков фигуры и фона: фигура, в отличие от фона, представляет собой форму, выступает вперед, лучше запоминается, фон кажется чем-то непрерывным, находящимся позади фигуры, фигура воспринимается как предмет, а фон — как материал, изменение одного только фона может привести к тому, что фигура перестанет распознаваться; при этом любая из прилегающих частей может восприниматься и как фигура, и как фон. Создал классическое двойственное изображение — "Вазу Рубина", которая кажется то бокалом, то двумя лицами (1921). Основные труды Р.: "Zur Psychophisik der Geradheit" / Z. f. Psychol. 1922, 90; "Die Nichtexistenz der Aufmerksamkeit" / Ber. u. d. 9 Kongr. f. exper. Psychol., Münch., 1926; "Gerauschverschwiebungsversuche / Acta Psychol. 1932, 4, и др. В рус. пер.: "Несуществующее внимание" / "Хрестоматия по вниманию", М., МГУ, 1976.

И.М. Кондаков