РОРШАХ

РОРШАХ (Rorschach) Герман (1884—1922) — швейцарский психолог и психиатр. Создатель проективного теста чернильных пятен. После окончания гимназии получил медицинское образование в Нейбурге, Цюрихе (д-р медицины, 1912), Берлине и Берне.

Специализировался по психиатрии под руководством Э. Блейлера, К.Г. Юнга в цюрихской университетской клинике, где к душевнобольным пациентам применяли Юнговский тест ассоциативных слов в сочетании с новыми психоаналитическими концепциями З. Фрейда. В 1911 г. начал исследование восприятия аморфных (структурированных) объектов.

Разработал начала проективного подхода к исследованию личности. В 1912 г. завершил дис. "О рефлексивных галлюцинациях и близких им явлений". Впоследствии работал в психиатрических клиниках Швейцарии (с 1915 и до конца жизни — в клинике кантона Аппенцель), а также некоторое время — в России — с декабря 1913 по июль 1914 г. работал психотерапевтом в подмосковном санатории Крюково у Н.А. Вырубова. В совершенстве овладел русским языком. Читал в подлиннике А.С. Пушкина, Л. Толстого и с особым вниманием — Ф.М.

Достоевского, к творчеству которого относился с большим интересом и о котором незадолго до смерти намеревался написать специальную работу. В 1906 и 1909 гг. посещал Россию. Был в Казани, Кургане, Самаре, Уфе, Челябинске и др. Во время путешествий практиковал как психиатр и психотерапевт. Весной 1910 г. в Швейцарии Р. женился на русской коллеге О.Н. Штепелин. В 1914 г. эмигрировал в

Россию, но вскоре вернулся, разочарованный плохими исследовательскими перспективами. Продолжал практиковать психоанализ и увлекся изучением истории религиозных сект, что было вызвано историей одного из бывших пациентов клиники для душевнобольных по фамилии Бинггели. В свое время этот пациент — основатель религиозной секты — был осужден за ритуальные сексуальные церемонии, включающие инцест. Р выяснил, что один из предков Бинггели был главой аналогичной секты, исповедовавшей святость инцеста, кроме того 9 других родственников были связаны с подобными сектами.

В исторических хрониках Р. обнаружил упоминание о подобных сектах начиная с XVII века. Он опубликовал две статьи на эту тему, но полный текст книги вышел только после его смерти, поскольку Р. внезапно оставил эту работу и вернулся к исследованиям чернильных пятен (1917).

Это было вызвано интересом к феномену синестезии (взаимодействию различных чувственных модальностей), который был свойственен ему самому. За три года он сократил набор пятен до 15 и подготовил текст книги "Психодиагностика". Однако издание книги существенно затянулось. В 1919—1922 гг. Р. был вице-президентом Швейцарского психоаналитического общества.

Он продолжал пересматривать свои воззрения и к моменту выхода книги (1921) считал их полностью устаревшими. Из 15 картинок, тщательно выверенных и обоснованных самим Р., издатель отобрал и оставил 10. Спустя несколько месяцев, подавленный издательским провалом и резкой критикой, Р. скончался от неоперабельного перитонита. Эта смерть, по словам П. Блейлера, погубила "надежду целого поколения швейцарской психиатрии". Современные исследователи (Г. Гордон Биванс) переоценивают роль Р. в свете современных ему психологических теорий.

Останься он в России, история психологии в этой стране могла бы стать иной (это утверждение более, чем спорно). Опубликуй он свой труд о религиозных сектах, и влияние теории З. Фрейда о подавлении воспоминаний о пережитом в детстве сексуальном насилии не было бы таким всеобъемлющим. Если бы он смог развить свою оригинальную концепцию интроверсии-экстраверсии (как дополнительных функций — "творческой интроверсии" и "экстранапряжения", баланс между которыми и заключается в переживаниях личности), то он мог бы обогнать Юнга.

По мнению Г.Г. Биванса, мы могли бы обойтись без теста чернильных пятен, который был направлен на установление предполагаемых личностных особенностей и психопатологических структур, но при этом не был обеспечен соответствующими статистическими проверками.

Тогда не наступила бы эпоха "скучного бихевиоризма", созданного современником Р., Д.Б. Уотсоном, и вытесненного впоследствии феноменологической психологией. "Биография Р. — это напоминание о том, что упорядоченное развитие психологической теории является иллюзией". Тем не менее вышедшая в 1921 г. "Психодиагностика" ("Psychodiagnostik". Bern und Leipzig) впоследствии оказала большое влияние на разработку проективных методик и тестов, формирование и развитие психодиагностики и психологии.

Л.А. Карпенко, В.И. Овчаренко