РЕГУЛИРУЮЩАЯ И ПРОГРАММИРУЮЩАЯ ФУНКЦИИ РЕЧИ

Регулирующая и программирующая функции речи — функции речи, определяющие эффективность развития произвольной регуляции деятельности. В процессе возрастного развития изменяются от необходимой внешней речевой инструкции, регулирующей деятельность, до внутренней речи (интериоризации), обеспечивающей регуляцию деятельности, мышления.

Речь обеспечивает общение между людьми, служит для обмена информацией и побуждения к действию. Посредством слов человек познает предметы и явления внешнего мира без непосредственного контакта с ними, устанавливает связи и отношения. Речь является основой процесса мышления. Среда, в которой развивается ребенок, определяет формирование родного языка. У человека имеются видоспецифические предпосылки языкового общения, они заложены в структуре мозга и артикуляционного речевого аппарата.

>Регулирующая функция речи проявляется в сознательных формах психической деятельности. Речи принадлежит важная роль в регуляции деятельности.

Программирующая функция речи состоит в формировании программ различных действий и поведения на основе внешней и внутренней речи. При формировании новых и сложных действий особенно важна речевая инструкция, ее четкость, понятность, последовательность. В дошкольном возрасте речевая инструкция должна быть понятной и одноступенчатой. С возрастом сложность речевой инструкции может возрастать.