РЕВОЛЮЦИЯ

РЕВОЛЮЦИЯ (исходно, в 17 в. — «процесс прохождения через стадии цикла, которые в конечном счете ведут назад к идентичному или подобному состоянию») — в социально-политической сфере — насильственное овладение государственной властью лидерами массовых движений с целью (действительной или провозглашаемой) осуществления общественных реформ. В отличие от переворотов Р. пользуются массовой поддержкой.

Классическую трактовку Р. осуществили марксизм (см.) и ленинизм (см.). Так, согласно Ленину (см.), революционная ситуация возникает тогда, когда массы не могут жить по-старому, «верхи» не могут править по-старому, а также особо обостряется нищета эксплуатируемых социальных групп и классов. По мысли Ленина, для успеха Р. необходимо наличие авангардной политической партии с соответствующей программой, стратегией, тактикой и организационной дисциплиной.

Термином «Р.» может также обозначаться более или менее длительный период коренных трансформаций какой-либо области человеческой деятельности: промышленная Р., сексуальная Р. В наиболее общем виде неизбежность тех или иных Р. в ходе развития человечества обосновал Делез (см.): «Любое общество… представлено всеми своими законами сразу — юридическими, религиозными, политическими, экономическими, законами, регулирующими любовь и труд, деторождение и брак, рабство и свободу, жизнь и смерть. Но завоевание природы, без которого общество не может существовать, развивается постепенно — от овладения одним источником энергии или объектом труда к овладению другим.

Вот почему закон обладает силой еще до того, как известен объект его приложения, и даже при том, что этот объект, возможно, никогда не будет познан. Именно такое неравновесие делает возможными революции… Их возможность определена этим межсериальным зазором — зазором, провоцирующим перестройку экономического и политического целого в соответствии с положением дел в тех или иных областях технического прогресса. Следовательно, есть две ошибки, которые, по сути, представляют собой одно и то же: ошибка реформизма или технократии, которые нацелены на последовательную и частичную реорганизацию социальных отношений согласно ритму технических достижений; и ошибка тоталитаризма, стремящегося подчинить тотальному охвату все, что вообще поддается означению и познанию, согласно ритму того социального целого, что существует на данный момент. Вот почему технократ — естественный друг диктатора… Революционность живет в зазоре, который отделяет технический прогресс от социального целого».

А.А. Грицанов