РАССТРОЙСТВО ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ

Расстройство приспособительных реакций — состояние субъективного дистресса и эмоционального расстройства, возникающее в период адаптации к значительному изменению в жизни или стрессовому событию.

Стрессовое событие может нарушить целостность социальных связей индивида (тяжелая утрата, разлука) или широкую систему социальной поддержки и ценностей (миграция, статус беженца), либо представлять широкий диапазон изменений и переломов в жизни (поступление в школу, приобретение статуса родителей, неудача в достижении заветной личной цели, уход в отставку).

Индивидуальная предрасположенность или ранимость играют важную роль в риске возникновения и форме проявления расстройств приспособительных реакций, однако, не допускается возможность возникновения таких расстройств без стрессового события. Проявления очень вариабельны и включают подавленность настроения, настороженность или беспокойство (или комплекс этих состояний), ощущение неспособности справиться с ситуацией, запланировать все заранее или решить оставаться ли в настоящей ситуации, a также включает некоторую степень снижения способности действовать в повседневной жизни. Характерной чертой может быть краткая или длительная депрессивная реакция или нарушение других эмоций и поведения.

При Р. п. р. возможны симптомы или нарушения поведения по типу, обнаруживаемому при других аффективных расстройствах (за исключением бреда и галлюцинаций), любых невротических (связанных со стрессом) и соматоформных расстройствах или при расстройствах поведения в детском или подростковом возрасте, но при отсутствии критериев для этих конкретных расстройств.

Симптомы могут быть вариабильными по форме и тяжести. Развитие симптомов должно происходить в течение одного месяца после подверженности идентифицируемому психосоциальному стрессору, который не достигал бы степени травматического. Продолжительность симптоматики обычно не превышает шести месяцев.

Диагноз зависит от: внимательной оценки соотношения между формой, содержанием и тяжестью симптомов; анамнестических данных и особенностей личности; стрессового события, ситуациеи и жизненного кризиса.

Наличие жизненного кризиса должно быть четко установлено. Кроме того, должны быть веские доказательства связи между стрессовым событием и возникновением расстройства. Если стрессор относительно мал и если временная связь (менее трех месяцев) не может быть установлена, расстройство следует классифицировать в соответствии с имеющимися признаками.

Для лечения расстройств адаптации предпочтительна психотерапия, которая должна быть направлена с одной стороны на исследование значения стрессового события, а с другой стороны на оценку психического состояния пациента. Глубокий и всесторонний анализ реального характера стрессового события позволяет разработать систему мероприятий по устранению или минимизации психогенного воздействия на человека. Изучение состояния пациента позволяет выявить его актуальное психическое состояние и оказать ему адекватную психотерапевтическую помощь.

Кризисная интервенция направлена на оказание содействия пациенту в быстром разрешении проблем посредством использования методов поддержки, суггестии, переубеждения и модификации внутреннего образа сложившейся ситуации.

В. М. Гарнов