РАЗВИТИЕ — характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы изменений, Р. предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции Р. тесно связаны с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений.
В социологии первоначальное осознание процессуальности было связано с введенным Контом (см.) соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности — с разработкой Марксом (см.) гегелевского принципа единства логического и исторического. Причем изначально эти две установки практически никак концептуально не соотносились между собой, а наоборот, чаще противопоставлялись друг другу. Само общество описывалось при этом в различных концептуальных моделях, вводивших свои понимания идеи Р.: 1) организмической [линия Спенсера (см.), в которой уже разделялась структура как строение (форма) целого, и функция — как способы деятельности и трансформации целого]; 2) системной [линия Дюркгейма (см.) с двумя продолжениями: функциональным императивизмом Парсонса (см.) и функциональным структурализмом Мертона — см.]; 3) системно-процессуальной [линия Сорокина (см.), введшего представление о процессе как любом виде модификаций и трансформаций, касающихся как количественных, так и качественных параметров объекта или системы]; 4) альтернативных (по отношению к предыдушим) моделях [линия символического интеракционизма (нет социальных структур, есть структуры взаимодействия), линия Бурдье (см.) (анализ взаимодействующих социокультурных полей]; 5) цивилизационной (линия А. Тойнби и О. Шпенглера — локализация разных типов Р. в самодостаточных социокультурных целостностях); 6) стадиальной (линия Маркса — Р. как смена способов производства, конституирующих особые целостности — общественно-экономические формации).
Проблема Р. связывается в этих моделях с цикличностью или направленностью (линеарной или нелинеарной) процессуальных изменений; с их одно- или многовекторностью (факторностью в «теории факторов»); с их однозначной (естественно-исторической) предзаданностью или возможностью альтернатив; с эволюционным или скачкообразным (революционным) характером социокультурных изменений; с мерой их «искусственности» (организуемости) и «естественности». Все эти дихотомии синтезируются в основополагающей проблеме любой теории Р. — критериях оценки качества изменений (дополнительная задача — понимание самого этого качества).
Часть моделей связывает Р. с идеей прогресса — эволюционным или революционным, линеарным или нелинеарным приращением качества. Это порождает проблемы: выбора критериев (прогресс разума, технический прогресс и т.п.); обоснования их безусловности и «нулевой» (исходной) точки отсчета; применимости за пределами рассматриваемой области (есть ли прогресс техники, например, одновременно и прогресс нравственности и т.д.); определения временной (достаточно длительной) перспективы, позволяющей увидеть «последствия» Р.; универсальности данного типа Р. для иных социокультурных систем и т.д. Таким образом, понятие прогресса оказывается выходящим за пределы рационального обоснования и фундирующим идеологические концепции.
Другая часть моделей пытается избегать отождествления Р. с прогрессом и задавать формальные основания Р. и критерии его оценки, что позволяет выделять в процессах Р. как наращивание, так и потерю качества, которое важно удержать в социокультурной системе для поддержания ее идентичности и целостности. Тогда Р. во многом отождествляется с процессуальной изменчивостью и противопоставляется фазам консервации и (или) стагнации социокультурных целостностей, связанных, как правило, с их переструктурацией функциональным и (или) смысловым переопределением, меняющим вектора изменений.
Одна из первых попыток задания формальных критериев Р., нашедшая в дальнейшем широкую поддержку и породившая целый ряд переинтерпретаций, связана с идеей Спенсера о Р. как усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми. В этом же смысле можно трактовать идею Поппера (см.) об открытых и закрытых типах обществ, что предполагает разные критерии Р. в закрытых и открытых социокультурных системах и задает общую линию изменений — от структур закрытого типа к открытым. Это позволяет обосновывать формальные требования, которым должна удовлетворять система открытого типа, и класть их в основу конкретных анализов и программных проектов Р.
Культурология конца 20 в. активно разрабатывает дополнительную к формальному типу задания понятия Р. идею полифоничности и многомерности Р., а также его разнотипности в традиционных и нетрадиционных обществах. Особые области в современных анализах Р. — концепции модернизации и социокультурных трансформаций.
В.Л. Абушенко