Супервизия (лат. super — сверху, над + visio — видение) — один из методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии; форма консультирования психотерапевта в ходе его работы более опытным, специально подготовленным коллегой (супервизором), позволяющая психотерапевту систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение. С. не решает задачи психотерапии самого обучающегося психотерапевта, она направлена на психотерапевтический процесс и имеет своей целью развитие его знаний, навыков и умений, способствующих совершенствованию его деятельности. Супервизор может присутствовать на групповом занятии или на индивидуальной терапевтической сессии, но обычно он располагается за специальным экраном, либо использует для анализа и последующего обсуждения аудио- и видеозаписи психотерапевтического процесса. Материалом для консультирования в процессе С. обычно являются: 1) проблемы самопонимания и самовосприятия (собственные личностные особенности и способы поведения и реагирования и их влияние на профессиональную деятельность, отношение к себе в профессиональной деятельности); 2) теоретические знания и профессиональные действия (осознание того, какие теоретические, практические и личностные установки и особенности определяют позицию психотерапевта в его профессиональной деятельности, почему используются или не используются те или иные теоретические и методические подходы); 3) взаимоотношения с другими людьми (прежде всего с участниками С.); 4) формальные и организационные вопросы психотерапевтической практики (место психотерапии в системе лечения, взаимоотношения с коллегами и вышестоящими лицами); 5) отношения с клиентом (проблемы обособления, изоляции, зависимости, переноса и ряд других характерных для супервизируемого аспектов профессиональной деятельности).
С. может осуществляться в индивидуальной и групповой формах. Индивидуальная С. предполагает работу с одним супервизируемым. При этом, однако, существует опасность возникновения зависимости супервизируемого от супервизора, что предъявляет к последнему определенные требования в плане следования конкретным задачам. Групповая С. предполагает работу одного супервизора одновременно с несколькими супервизируемыми (обычно 4—7 человек). Вариантом групповой С. является работа в так называемых неструктурированных группах, в которых супервизируемые попеременно выступают в роли супервизора. Такие взаимные консультации в кругу коллег предполагают достаточный опыт практической работы и высокую степень самоконтроля ее участников. В ряде стран существует система подготовки С. в специальных школах, а также система подготовки С. второго порядка (С. для супервизоров.)
Г. Л. Исурина