СУБЪЕКТ МАЛОГО БИЗНЕСА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

СУБЪЕКТ МАЛОГО БИЗНЕСА в переходной экономике — физическое или юридическое лицо, испытывающее повышенные риски в осуществлении предпринимательской деятельности в связи с неоформившимся законодательством в экономической и правовой сферах, а также в связи с социально-психологическим отторжением этой деятельности основной массой населения, занятого в общественном производстве.

Согласно статистическим данным 2001, в Беларуси в сфере малого бизнеса работали 7,6% от всех занятых в экономике, а объем произведенной продукции (работ, услуг) составил 15,5% от всего объема ВВП, что говорит о высоких потенциальных возможностях малого бизнеса и о необходимости со стороны государства обеспечения условий, стимулирующих расширение предпринимательской деятельности за счет действенных налоговых и денежно-кредитных механизмов.

>Согласно результатам сплошного социологического опроса, проведенного автором в Брестской области (2002), собирательный образ современного белорусского предпринимателя — это мужчина в возрасте 30-39 лет, со средним специальным или высшим образованием, нередко имеющий опыт руководящей работы, состоящий в зарегистрированном браке и имеющий одного-двух детей. Основная сфера деятельности — торговля, в которой заняты 63,5% опрошенных, далее следуют коммерческо-посредническая деятельность — 16,8%, производство продукции — 10,2%, консультативная и финансово-кредитная деятельность — 2,9% и 2,3% соответственно, прочие виды деятельности — 3,2%. В условиях переходной экономики, характеризуемой отсутствием рыночной инфраструктуры, необходимой для развития предпринимательства, а также относительно низкого уровня денежных накоплений и практического опыта, такая сфера малого бизнеса, как производство продукции, не играет той роли, которая ей полагается как двигателю экономического прогресса.

>Нестабильное законодательство в экономической и правовой сферах формирует скорее пессимистичное отношение предпринимателей к происходящим в республике экономическим переменам. Одобряя в целом новые экономические реформы, они тем не менее не видят перспектив для себя. Так, 79% предпринимателей считают, что государство должно обеспечивать лишь общее направление экономических преобразований, а 17% отметили необходимость их жесткого регулирования.

В становлении нового типа экономики частный сектор, по мнению почти половины респондентов, должен получить приоритетное развитие. Несовершенство законодательной базы приводит к тому, что 1/3 респондентов считают практически невозможным заниматься бизнесом не нарушая законодательства, а 2/3 — что можно, но с большим трудом.

Переход от плановой к рыночной системе хозяйствования породил не только новый социальный слой бизнесменов, но и достаточно устойчивые системы по сути криминализированных экономических отношений. В выигрыше, согласно выражению М. Вебера (см.), оказывается капитал, «ориентированный на политику», т.е. на внешнеэкономические структуры и формы деятельности.

«Сращенность» капитала с властными структурами любого масштаба выступает своего рода гарантией получения различных льгот, а нередко и защиты от справедливого наказания. Государственно-управленческая должность сама по себе превращается в средство предпринимательства, т.е. в средство извлечения прибыли, связанное с риском.

Столкнувшись с реалями «свободного» рынка, жесткой (часто недобросовестной) конкуренцией, предприниматели мало верят, что состояние появившейся прослойки богатых людей нажито честным и добросовестным трудом или же получением богатого наследства.

По мнению 2/3 респондентов нынешние нувориши разбогатели посредством жульнических махинаций, благодаря удачному стечению обстоятельств, в результате преступных действий, за счет использования служебного положения. Финансовую сторону своего бизнеса 1/2 опрошенных предпринимателей оценивают ненадежным, что можно объяснить и чисто психологическим фактором, связанным с ежедневным коммерческим риском.

Учитывая, что сегодня в массовом сознании доминирует негативный образ «нового белоруса», предпринимателям было предложено назвать положительные и отрицательные качества, присущие им самим. В абсолютном большинстве ими были отмечены в качестве положительных — энергичность и инициатива, трудолюбие, хорошие организаторские способности, профессионализм и компетентность. В качестве отрицательных свойств, выделенных почти половиной респондентов, — готовность «обходить» законы, стремление к легкой наживе, рвачество и способность пойти на правонарушения ради обогащения, зависть и «нечестная конкуренция».

Таким образом, С.М.Б. переходного периода экономики во многом формируется издержками этого периода — этапом, который М.

Вебер называл «архаическим капитализмом». Суть этого этапа состоит в том, что возникает и используется возможность обогащаться любыми способами в условиях еще не сложившегося законодательства, неразработанных социальных норм и моральных стандартов. Совершенствование нормативно-правовой базы и лояльная по отношению к малому бизнесу политика государственных структур — необходимые предпосылки успешной деятельности предпринимателей.

И.А. Андрос