СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Средства общения — поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Из них складывается живая ткань общения. По терминологии А.Н. Леонтьева и М.И. Лисиной в структуре коммуникативной деятельности они равнозначны операциям.

Это те операции, с помощью которых строятся действия общения и вносится вклад во взаимодействие людей друг с другом. Выделяются три основные категории средств общения, с помощью которых оно осуществляется: экспрессивно-мимические, предметно-действеные и речевые средства общения. Каждая категория средств общения имеет свои специфические возможности, определяющие ее функции и роль в общении. Первыми в онтогенезе возникают экспрессивно-мимические средства общения: улыбка, смех, экспрессивные вокализации, мимические движения и т.п. Это выразительные средства общения.

Их функция состоит в том, что они служат индикаторами отношения одного человека к другому. Эти средства общения возникают в конце 1-го, в начале 2-го месяца жизни ребенка, но сохраняют свое значение на протяжении всей жизни человека, т.к. выражают содержание общения, не передаваемое с такой полнотой никакими другими средствами (внимание, доброжелательность, интерес). Они составляют обязательный компонент любого уровня развития общения. Предметно-действенные С. о. возникают в онтогенезе позднее. Это уже не выразительные, а изобразительные С. о. К ним относятся локомоции (приближения, позы, повороты и пр.), указательные жесты, протягивание и передача предметов, действия предметами, прикосновения и т.д. Изобразительные средства выражают готовность партнера к общению и в своеобразной форме показывают, к какому именно взаимодействию он приглашает.

Эти средства общения отличаются более высокой степенью произвольности, чем выразительные. Наиболее эффективными являются речевые средства общения, позволяющие выйти за пределы частной непосредственно воспринимаемой ситуации и организовать контакты по широкому кругу разнообразных вопросов. Появление речи вызывает качественный скачок в самом общении: оно приобретает относительную автономность от конкретной, чувственно воспринимаемой ситуации взаимодействия. В общение посредством речи входят и утверждаются в нем невидимые и невоспринимаемые свойства объектов и явлений: нравственные и интеллектуальные качества людей, причинно-следственные связи и отношения в мире предметов и т.п. Общение становится внеситуативным. Все средства общения формируются прижизненно в процессе реального взаимодействия людей.

А.Г. Рузская