СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ — по Э. Дюркгейму (см.) — собственная предметная область социологической науки. Концепция С.Ф. разрабатывалась Дюркгеймом в контексте онтологического и методологического аспекта его социологической теории.
Согласно Дюркгейму (онтологический аспект): 1) Социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива и реальна, как и все другие виды реальности, поэтому развивается по определенным законам. 2) Общество — это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она обладает автономией по отношению к природной, с одной стороны, и по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах, с другой. 3)
Вследствие этого общество и индивид выступают в форме нескольких дихотомических пар, воплощающих разнородность этих реальностей, к каковым относятся: «индивидуальные факты» — «С.Ф.», «индивидуальные представления» — «коллективные представления», «индивидуальное сознание» — «коллективное сознание». 4) Человек — двойственная реальность, homo duplex, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная. 5) Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной. Отсюда основная идея Дюркгейма: индивид возникает из общества, а не общество — из индивидов.
>Первичность общества имеет два смысла: а) исторический приоритет общества, где индивиды растворены в целом; б) логический приоритет объекта социальных феноменов, состоящих из С.Ф.
Методологический аспект социологизма Дюркгейма сводим к следующему: а) социология не обречена оставаться отраслью общей философии, а представляет из себя самостоятельную науку, способную тесно соприкасаться с конкретными фактами; б) социология изучает особую, а именно социальную реальность, основу которой составляют С.Ф.; в) в основе социальной методологии должно лежать положение, согласно которому С.Ф. рассматриваются как вещи.
Именно в этой точке концепции Дюркгейма онтологический аспект соприкасается, взаимопереплетается с методологическим: С.Ф. не столько существуют как вещи, сколько их необходимо изучать как вещи. Дюркгейм отмечал: «Рассматривать факты определенного порядка как вещи — не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию».
>Дюркгейм подчеркивал, что С.Ф. не сводятся ни к физическим, ни к экономическим, ни к психическим фактам, но обладают специфическими характеристиками, присущими только им. Каковы эти характеристики?
1) С.Ф. выступают как внешние по отношению к индивидам, поскольку они заключаются в том обществе, которое их создает, а не в его частях, т.е. его членах. В этом смысле они являются внешними по отношению к индивидуальным сознаниям. Но это вовсе не означает, что они выступают в качестве внешних по отношению к сознанию коллективному.
2) С.Ф. состоят в способах действий или мышления, распознаваемых по тому свойству, что они способны оказывать на отдельные сознания принуждающие воздействия. Например, социальные институты (см.) навязываются нам, принуждают нас, обязывают нас делать что-то определенным образом.
3) С.Ф. составляют объективную реальность, т.е. независимую от индивидуального сознания, но объективную в чисто дюркгеймовском смысле — как независимую от индивидуального сознания. Он пишет: «Когда я действую как брат, супруг или гражданин, когда я выполняю заключенные мною обязательства, я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их реальность, последняя остается все-таки объективной, так как я не сам создал их, а усвоил их благодаря воспитанию».
/Примеры: верующие при рождении своем находят готовыми верования и обряды своей религии, если они существовали до него, то это значит, они существуют вне его. Система знаков, которыми я пользуюсь для выражения моих мыслей, денежная система, употребляемая мною для уплаты долгов, обычаи, соблюдаемые в моей профессии, и т.д. — все они функционируют независимо от моего индивидуального сознания. — Е.Б./
4) С.Ф. (типы поведения и мышления) не только находятся вне индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания. Когда я добровольно сообразуюсь с ними, я не замечаю их принуждающего влияния, но принуждение проявится тотчас же, как только я попытаюсь сопротивляться.
Итак, один из основных выводов, соединяющих онтологию и методологию Дюркгейма: категорию С.Ф. «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются». Они не имеют иного субстрата, кроме общества, чем отличаются от всех других фактов. С.Ф. составляют собственную область социологии. К ним относятся юридические и нравственные правила, религиозные догматы, финансовые системы и т.п. К С.Ф. принадлежат верования, стремления, обычаи группы, взятой коллективно.
>В дюркгеймовском варианте определение С.Ф. гласит: «Социальным фактом является всякий способ действия, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе, распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуального проявления».
Из признания специфики социальной реальности (С.Ф.) вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, в частности, к философии. В отношении к философии проявляется определенная двойственность. В письме к своему ученику Ж.
Дали Дюркгейм писал: «Отойдя от философии, я стремлюсь к тому, чтобы к ней вернуться, вернее, я все время возвращался к ней самой природой вопросов, с которыми сталкивался на своем пути». Стремление отделится от философии связано с отношением Дюркгейма к умозрительным спекуляциям в социологической науке. Он считал, что социология должна строиться на эмпирических и рациональных методах материала, что отчетливо проявилось в его работе «Самоубийство» (см.).
Еще более решительно восставал Дюркгейм против психологизма, считая необходимым освободить от него социологию.
Дюркгейм подразделял С.Ф. на два типа:
1) Морфологические, имеющие материальный субстрат — плотность населения, частота и интенсивность общения между индивидами, наличие путей сообщения, характер поселений и т.п.
2) Духовные, нематериальные факты — коллективные представления, верования, групповые обычаи, общественное сознание. Основное внимание Дюркгейм уделял коллективному сознанию, его различным формам: религии, морали, праву.
Е.М. Бабосов