СОЦИАЛЬНАЯ ИНЕРЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ИНЕРЦИЯ (от лат. inertia — неподвижность) — состояние социального процесса или объекта, при котором те или иные общественные силы направлены на торможение его развития, на нейтрализацию социальных нововведений.

При этом активизируется протекание негативных социальных процессов, оказывающих тормозящее воздействие на новые качественные преобразования, а консервативные силы в том или ином временном диапазоне доминируют над инновационными силами. С.И. противостоит социальной инициативе как активной преобразующей деятельности. С.И. обычно приводит к социальному застою, стагнации, кризису и даже разрушению объекта, как это имело место с советским обществом.

С.И. всегда имеет две стороны — объективную и субъективную, из которых первая фиксирует реальное состояние движения объекта, негативное воздействие на него извне, наличие серьезных социальных болезней и т.д., тогда как вторая свидетельствует об инерции мышления субъекта управления, нежелания предпринимать действия по преобразованию состояния объекта или же непонимание того, что эти действия необходимы. В случае с развалом СССР ярко проявилась и объективная инерция, заложенная в экономическом механизме социализма, и субъективная, проявившаяся в нараставшем консерватизме правящей коммунистической партии, которая не смогла вовремя понять, проанализировать, остановить нараставшие в обществе кризисные явления, в результате чего С.И. была пресечена крайне радикальным путем слома всего общества.

>Сила С.И. может быть различной. Она определяется влиянием закрепившихся социально-исторических условий, причин, факторов, действовавших продолжительное время в определенных социальных сферах или обществе в целом. В таком аспекте С.И. неизбежна. Чтобы нейтрализовать, погасить силу С.И., необходимо знать характер и закономерности ее проявления, в т.ч. на уровне эмпирических тенденций.

Это определяет одну из задач социологического изучения и анализа С.И.

С.И. на различных структурных уровнях и в различных сферах действует по-разному. Менее негативно, но долгосрочно ее действие в морали и искусстве, более негативно — в экономике, политике и праве. Объектом ее действия являются социальные процессы и общественные отношения, механизмы и звенья социального управления. Субъектом и носителем С.И. могут выступать личность, социальные группы, социальные институты, другие социальные общности, общество в целом.

С. И. всегда существует в обществе, но разрушающая сила С.И. особенно сильно проявляется во время социальных перестроек и кризисов (в СССР — в 1920-е, в 1980-е), т.к. она зависит от конкретных социально-исторических условий, целей, ориентиров и установок социального развития, характера социального наследования, утвердившегося стиля жизни, идеологии, общественной морали и психологии, стиля руководства и управления.

>Для социологии важное значение имеет диагностика различных форм и видов С.И., выявление причин их появления, определение путей их нейтрализации или погашения. Многие негативные инерционные явления, которые имели место в СССР, были заложены в историческом прошлом: в значительной отсталости царской России (хозяйственно-экономической, научной, культурной, политической и т.п.), в деспотических формах власти, в слабости демократических традиций в России, в гонениях и истреблении царизмом антимонархических, любых демократических общественных движений, в культивировании непререкаемости авторитаризма и т.п. В послереволюционное время, в ходе строительства социализма (особенно в 1930-е) на развитие новых форм С.И. оказала воздействие социальная атмосфера культа личности. С.И. не исчезла и после образования постсоветских независимых государств, поскольку они унаследовали те же исторические причины инерции.

Общие характеристики С.И. включают бюрократизм, формализм, догматизм, разные проявления косности мышления, узости подхода к решению многих социальных проблем, голое администрирование, торможения демократизации общества в целом.

Наиболее важными для социологического анализа эмпирически фиксируемыми фактами С.И. являются следующие: торможение инициатив и нововведений, разрыв между словом и делом, злоупотребление властью, принятие решений, противоречащих интересам развития общества, и т.п. Их изучение необходимо направлять на выявление общих и особенных тенденций, противоречий и поиск путей их разрешения.

>Инерционные процессы очень многообразны, их черты переплетаются и в аспектном, и в критериальном плане настолько сложно, что некоторые из них не описываются никакими традиционными характеристиками, не подчиняются никаким исследовательским измерениям. Каждая социальная группа, каждая личность (в т.ч. руководитель) имеют свой комплекс С.И. Типизировать их и выявлять особенности их действия — одна из задач социологии. При этом следует обращать внимание на связь инерции мышления, поведения, общения, социальных отношений.

Социолог должен постоянно учитывать разнообразные проявления С.И. при проведении исследований. Уже на первом этапе социологических исследований (при составлении программы) нужно иметь в виду некоторые особенные проявления С.И. в тех или иных социальных сферах. Например, в политической сфере это связано с неприятием изменения внешнеполитической обстановки, приверженность устаревшим политическим стереотипам, догматическим подходом к анализу политической ситуации, с нейтрализацией политических инициатив, новых форм политических отношений и т.д. С.И. в экономическом мышлении и экономических отношениях — это различные формы торможения рыночного социально-экономического развития, игнорирование новых принципов хозяйствования, приверженность устаревшим, но привычным нормативам и показателям, к абсолютизации государственного регулирования экономикой.

В науке, особенно общественной, С.И. — это прежде всего догматизм и косность, нежелание отказаться от устарелых концепций, неспособность переоценить устаревшие идеалы и нормы научного познания, конструирование оторванных от жизни теоретических моделей и схем, неумение вовремя заметить и проанализировать новые явления и т.п. В литературе, искусстве С.И. проявляется в почивании на лаврах, самоуспокоенности, самодовольстве, довольствовании достигнутым. Она мешает расцвету талантов, реализации творческого потенциала.

К наиболее актуальным проблемам изучения С.И. относятся: 1) анализ ее истоков и корней в разных социальных общностях, регионах, обществе в целом; 2) определение специфики форм ее проявления в разных социальных сферах; 3) выявление социального механизма действия С.И.; 4) изучение ее негативного влияния на определенные революционные социальные преобразования; 5) разработка конкретных методов и средств ее преодоления.

Л.Г. Титаренко