СОХИН

СОХИН Феликс Алексеевич (1928—1989) — российский психолог и лингвист, специалист в области теории усвоения языка в дошкольном детстве, создатель концепции лингвистического развития ребенка. Ученик С.Л. Рубинштейна. Зав. лабораторией развития детской речи (1972—1989). Ред. (1956—1957) и зам. гл. ред. (1962—1970) журнала "Вопросы психологии"; чл. редкол. журнала &quot

;Дошкольное воспитание" (1980—1989). Награжден орденом "Знак Почета" (1981), знаком "Отличник просвещения СССР" (1986). Образование получил в МГУ им. М.В. Ломоносова, окончив отделение психологии философского факультета (1946—1951) и аспирантуру по кафедре психологии (1951—1954). В 1955 г. защитил канд. дис. по психологии: &quot

;Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка", выполненную под руководством С.Л. Рубинштейна. Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя психологии в МГПИ иностранных языков (1951—1957). Затем работал научным сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР (1957—1961). С 1961 г. вся его дальнейшая творческая жизнь была связана с Институтом дошкольного воспитания АПН РСФСР (с 1968 г. —

АПН СССР), созданного А.В. Запорожцем. Он занимал должности ученого секретаря ин-та (1961—1968); зав. лабораторией подготовки детей к школе (1968—1972), а затем зав. лабораторией развития детской речи (до 1989). В 1989 г. С. подготовил докт. дис.: "Психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста", которую, к сожалению, не успел защитить.

В качестве одноименной монографии эта работа опубликована в 2002 г. В лаборатории под руководством С. проводились исследования, которые теоретически и экспериментально сочетали педагогический, психологический и лингвистический аспекты при решении трех взаимосвязанных проблем: обучение родному языку; обучение русскому языку в национальном детском саду; сравнительное изучение речевого развития нормально слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников.

В противовес до сих пор еще не преодоленному имитационно-интуитивистскому подходу к овладению языком (согласно которому язык усваивается прежде всего по подражанию, интуитивно) показано, что в развитии речи ведущими факторами являются формирование языковых обобщений (проявляющихся, например, в словотворчестве), а также развитие элементарного осознания семантических и структурных аспектов языковых явлений, что создает условия для самостоятельных наблюдений детей над языком и речью (включая речь художественную), для саморазвития речи. При этом, в частности, повышается уровень самоконтроля при построении монологического высказывания как основы будущей письменной речи. Под руководством С. были выполнены и защищены 15 кандидатских диссертаций по вопросам психологии и педагогики развития речи дошкольников, направленные на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве (становление фонетической структуры и семантики слова; формирование синтаксиса речи, словообразования и словотворчества, связной речи, творческого рассказывания, осознания языковых явлений; обучение русскому языку в национальном детском саду и др.). В исследованиях психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников С. выделил три основных направления: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников.

Основные теоретические положения, разработанные С., нашли отражение в научных и научно-методических публикациях, под его ред. вышли книги: "Развитие речи детей дошкольного возраста", 1978, 1980, 1984; "Умственное воспитание детей дошкольного возраста", 1984; "Методика обучения русскому языку в национальном детском саду", 1985. С. вошел в психологию детской речи как создатель концепции, в которой центральной является идея о необходимости не только речевого, но и лингвистического развития ребенка. Эти теоретические положения стали основополагающими для целого ряда последовавших диссертационных работ.

О.С. Ушакова