СОЛОВЬЕВ ИВАН

СОЛОВЬЕВ Иван Михайлович (1902—1986) — российский психолог, дефектолог. Д-р психологических наук (1966), профессор (1970). Ученик Л.С. Выготского.

Закончил фак-т общественных наук (общественно — педагогическое отделение) МГУ (1925) и аспирантуру института психологии под руководством Л.С. Выготского (1929). С 1930 по 1979 г. работал в Научно-практическом ин-те специальных школ и детских домов (позже — Институт дефектологии), где был ученым секретарем института, возглавлял лабораторию экспериментальной психологии, затем — сектор по изучению глухих детей (1949—1970). Результаты исследований 30-х гг. С. опубликовал в монографии &quot

;О психическом насыщении" (1935), где были отражены подходы к экспериментальному изучению личности аномального ребенка. В этом же году защитил канд. дис. В лаборатории под руководством С. исследовались проблемы восприятия, памяти, мышления, речи аномальных и нормально развивающихся детей ("Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей", 1940; "Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей", 1941). Разработанная С. оригинальная методика позволяла проследить развитие и становление представлений у детей с разным уровнем умственного развития. Совместно с Л.В. Занковым была подготовлена и опубликована книга "Очерки психологии глухонемого ребенка", долгие годы выполнявшая роль учебного пособия по психологии глухих детей. Проведенные в 1930-е гг. исследования процесса изменения представлений в зависимости от сходства и различия объектов выступили серьезным теоретическим основанием для дальнейшего развития этой области психологии. В 1950—1960-е гг. выходят сборники по проблемам восприятия, памяти, мышления и речи умственно отсталых детей, подготовленные творческим коллективом под руководством С. и Ж.И.

Шиф. В них раскрывалась сложная структура дефекта и рассматривалась возможность коррекции аномального психического развития. Другое направление исследований С. было посвящено изучению проблем взаимодействия анализаторов при сенсорном поражении слуха и зрения.

Одновременно проводились исследования зрительного и осязательного представлений (совм. с А.П. Гозовой и Е.Н. Обозовой). В дальнейшем под ред. С. выходит ряд значимых для дефектологического направления психологии трудов: "Развитие познавательной деятельности глухонемых детей" (1957); "О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей" (1962). Фундаментальное значение имела монография С. &quot

;Познавательная деятельность нормальных и аномальных детей" (1966), в которой раскрывалась сложная динамика познания различий и сходств, показаны особенности процесса познания, обусловленные общим уровнем психического развития познающей личности. В последние годы С. особое внимание обращал на системность в развитии функционирования всех психических процессов.

В.А. Сумарокова