СМИРНОВ

СМИРНОВ Анатолий Александрович (1894—1980) — российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, теории и истории психологии. Д-р психологических наук (1951), профессор (1949). Чл.-кор. (1944) и д. чл. АПН РСФСР (1947), с 1968 — д. чл. АПН СССР.

Был чл. Президиума АПН РСФСР (1950—1964), и.о. вице-президента АПН РСФСР (1958—1959). Президент ОП СССР (1957—1963). В 1955—1958 и 1965—1980 гг. — гл. ред. журнала "Вопросы психологии". Засл. деятель науки РСФСР (1958). Окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та. С 1920 по 1923 г. работал в

Психологическом институте (ныне ПИ РАО), одновременно (1921—1924) преподавал психологию в Академии социального воспитания. В течение последующих нескольких лет работал в различных московских вузах, в т. ч. в 1927—1930 гг. — в маскировочном отделе Инженерно-технического полигона РККА, гле занимался исследованиями психологии восприятия. С 1930 по 1980 г. снова работал в НИИ ОиПП; в 1950 г. защитил там докт. дис. "Психология запоминания"; с 1945 по 1973 г. являлся его директором. Научная работа С. развивалась в трех основных направлениях: экспериментальное исследование проблем памяти; возрастная и педагогическая психология; история психологии. В историко-теоретических работах С. содержится обоснование отражательной природы психики, показана роль идеи активного отражения для понимания ее функционирования. Анализируя ход развития психологической мысли в России, начиная с XVIII века, С. показал сложность становления психологии как научной дисциплины, обобщил и систематизировал основные достижения психологии в СССР по разным отраслям и направлениям ("Развитие и современное состояние психологической науки в СССР", 1975).

В экспериментальных исследованиях памяти центральное место занимала проблема психологии запоминания; были изучены особенности и условия наиболее успешного осуществления произвольного и непроизвольного запоминания, роль повторения при заучивании. Под руководством С. исследовалось также соотношение образной и словесно-логической памяти, ее возрастные и индивидуальные особенности, типологические различия в уровне развития мнемических процессов, возможности формирования логической памяти на ранних ступенях возрастного онтогенеза.

Опираясь на экспериментальные данные, С. развивал концепцию памяти в русле принципа единства психики и деятельности. Практическое значение исследований С. связано с организацией учебной деятельности и выявлением резервов интеллектуального развития ребенка ("Проблемы психологии памяти". 1966; "Развитие памяти" / Психологическая наука в СССР, т. 1, 1959 / под ред. С.; "Возрастные и индивидуальные различия памяти", М., 1967; "Развитие логической памяти у детей", М., 1967). В области возрастной психологии был проведен анализ закономерностей детского развития (умственного, нравственного, эстетического) с точки зрения принципа развития и целостности изучения, дана обобщенная характеристика детей разных возрастных периодов (от раннего детства до ранней юности) ("Психология ребенка и подростка", 4-е изд. 1930). В работах по педагогической психологии рассмотрены основные теоретические вопросы психологии обучения и психологии воспитания: единство воспитания, обучения и развития; ведущая роль воспитания в развитии; тесная координация задач обучения и воспитания; трактовка проблемы психологии воспитания как центральной проблемы личности. На этой основе наметил пути исследования ряда конкретных проблем (усвоение понятий, закрепление знаний и др.). Особое место в исследованиях С. занимали вопросы психологии трудового обучения, в частности психологической подготовки к труду ("Психология профессий", М., 1927; "Вопросы психологии обучения труду в школе" / под ред. С., 1968.). Под ред. и при авторском участии С. вышел ряд учебных пособий по психологии. Он — инициатор создания серии "Основы психологии" и автор одного из ее томов (1975). Основные научные работы С. изданы в "Избранных психологических трудах", т. 1—2, М., 1987.

А.А. Никольская