Складывания образцов тест — тест практический, ориентированный на исследование пространственных комбинаторных способностей. Разработан Г. Линертом в 1958 г. Материал теста состоит из 20 заданий. Испытуемый должен заполнить изображенную в тестовой тетради фигуру с помощью четырех фрагментов, выполненных из твердого материала.
Инструкция предъявляется словесно. Совместно с испытуемым выполняется пробное задание. Время выполнения теста ограничено 25 минутами. Сумма правильных решений, выраженная в баллах, составляет первичную оценку, которая может быть переведена в стэны или в процентили. Нормы разработаны для возраста 12—16 лет.
>Имеются отдельные нормы для умственно отсталых детей того же возраста. Кроме количественного оценивания возможен и качественный анализ результатов. Он опирается на данные наблюдения за работой испытуемых и оценивания способов решения, которые можно характеризовать как: 1) решение методом проб и ошибок; 2) использование или не использование "зубчатого" фрагмента; 3) осознанный систематический подход к ешению.
Надежность частей теста, определенная методом расщепления, оказалась высокой (форма А — r=0,92, форма В — r=0,91). Коэффициент надежности параллельных форм — r=0,74; надежности ретестовой — rt=0,87 (при интервале перед повторным исследованием 6 месяцев). Для факторной валидизации С. о. т. была использована "Батарея механических способностей" Терстоуна. Было установлено, что С. о. т. связан с факторами: способности комбинировать и дополнять изображения (r=0,80), пространственного восприятия и понимания (r=0,48), способности к наглядному мышлению (r=0,36). Г. Линерт полагает, что результаты анализа конструктной валидности подтверждают насыщенность С. о. т. факторами практического интеллекта. Валидность критериальная анализировалась на основании связи результатов С. о. т. со средней успеваемостью в школе, а также отметками по физике, математике, языку (коэффициенты валидности по приведенным критерия распределились в диапазоне 0,33—0,46.). Следует обратить внимание на отсутствие значимой статистической связи между результатами С. о. т. и успеваемостью по рисованию и труду. Имеются две параллельные формы теста (А и В).
Тест можно использовать изолировано и в составе батареи, допускается индивидуальное и групповое обследование. Наиболее широко применяется в профконсультации, может оказаться эффективным в клинической психодиагностике
Л. Ф. Бурлачук
Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии