СКИННЕР

СКИННЕР (Skinner) Беррес Фредерик (1904—1990) — американский психолог, создатель концепции "оперантного бихевиоризма", основоположник теории программированного обучения. Имел более 25 почетных докторских степеней (Чикагского ун-та, 1967; Экстерского — 1969; Индианского — 1970; Джона Хопкинса — 1979; Гарвардского — 1985 и др.). Внесен в список "Отличившихся за вклад в психологию" (АРА, 1990). Образование получил в Нью-Йорке в Колледже Гамильтона, где он специализировался по английской литературе (бакалавр, 1926) и Гарвардском ун-те (магистр, 1930; д-р, 1931). Еще учась в колледже, С. писал стихи и прозу, ему прочили писательскую карьеру, однако писательство не принесло удовлетворения, к которому он стремился, и он обратился к науке — "искусству

XX века". Познакомившись, благодаря Б. Расселу, с бихевиористским учением, был поражен сравнением рефлекса с понятием силы в физике, а также значением бихевиоризма для гносеологии. В конце 1927 г. С. поступил в аспирантуру

Гарвардского ун-та, чтобы заняться психологией. Учился на курсе У. Хантера, который занимался изучением интеллекта животных с помощью экспериментов по решению задач. На физиологических курсах изучал рефлексы и тропизмы скорее как формы поведения, чем как лежащие в их основании процессы.

Исследуя в лаборатории поведение крыс, руководствовался правилом И.П. Павлова: "управляйте окружающей средой, и вы увидите закономерности поведения". Для выявления закономерностей поведения целостного организма С. сконструировал ряд приспособлений, записывающих поведение и позы крыс при поглощении пищи ("ящик Скиннера"). Наблюдения показали, что закономерности скорее проявляются в частоте повторов, нежели в индивидуальных отношениях "стимул-реакция". С. обнаружил, что звук подаваемой пищи действует как мощное подкрепление условного рефлекса. Крысы сначала обучались бежать к кормушке на звук, а потом нажимать на рычаг, который открывал кормушку (иногда с первой попытки).

Мгновенное обучение походило на озарение, но С. не поддался искушению объяснить это "целенаправленным поведением крыс".

Он вывел закономерность и связал ее с открытием: периодическое подкрепление стабилизирует нажатие рычага. Созданная им методика исследования поведения крыс (наполовину взятая из его докторской работы, а наполовину основанная на истории изучения рефлексов) стала прологом к его науке о поведении. Методологически С. опирался на работы Перси Бриджмена ("The logic of modern physics"), операционализм которого научил его сосредоточиваться на экспериментальных фактах, а не на соответствующих теориях, и Эрнста Маха ("Science of mechanics"). В результате С. пришел к выводу, что суть рефлексологии заключается не в изучении рефлекторной дуги, а в использовании регулярности, существующей между стимулом и реакцией.

В учении Э. Маха С. привлекали идеи, касающиеся движущих сил развития науки. Мах выводил постепенное развитие физики из развития обычного взаимодействия человека с окружающей средой. Понятие силы присутствует в каждодневной деятельности, а физика изучает ее, выделяя и регулируя. Аналогично этому подходу С. заключил, что изучение рефлекса должно представлять из себя исследование процесса, присутствующего в ежедневном поведении. Ранее это всегда был процесс, который изучал рефлекс изолированно от других видов деятельности организма. С. же искал (и в 1930-х годах обнаружил) этот иной вид рефлекса — контролируемую закономерность, включающую в себя весь организм.

Сначала он вел исследования независимо, мало обращая внимания на теории научения. Но после защиты докт. дис. вступил в длительные дискуссии, отвечая на критику Э.Ч. Толмена и К.Л. Халла и др.теоретиков. С 1936 г. С. начинает работать преподавателем в университете штата Миннесота (1937—39 — ст. преподаватель; 1939—45 — доцент). С 1945 по 1948 г. — профессор психологии Индианского ун-та. С 1948 по 1957 г. — профессор Гарвардского ун-та. Дискуссии с теоретиками привели к тому, что С. начал увязывать собственные идеи с их представлениями.

>При этом он тоже критиковал необихевиоризм за введение "промежуточных переменных" между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. В 1938 г. С. публикует книгу "The behavior of organisms", в которой описывает поведение системы "организм — окружающая среда", показывая логику отличия "поведения системы" от причинных связей между логически независимыми событиями (стимулом и реакцией). Логика поведения этой системы, по С., определяется регулярностью, основанной на частоте реакций, а не природой этих реакций. Более того, выяснилось, что управляет реакцией не столько раздражитель (причина), сколько последующая реакция, т. е. подкрепление.

Для объяснения этого факта усовершенствовал и расширил традиционный язык бихевиоризма, разработав четкие дефиниции своей науки о поведении. В качестве ключевого ввел понятие "оперантного обусловливания", обозначающего, что в его рамках образование условного рефлекса происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула, как в "классическом" обусловливании И.П.

Павлова. С. выделил несколько видов оперантного поведения: инструментальное обусловливание, обучение с помощью проб и ошибок, вербальное обусловливание, формирование понятий. Обусловленность реакции "случайным подкреплением" так же вызвала критику и споры, в связи с чем С. обратился к более глубокому исследованию и анализу речевого развития и использования слов. С одной стороны, это привело к введению разграничений для объяснения культурных и языковых эффектов между законосообразным и случайным поведением, а с другой — привело к написанию книг: "An operational analysis of psychological terms" (1945) и "Verbal behavior" (1957), а также публикации в соавторстве с К.Б. Фестером энциклопедического издания "Schedules of reinforcement" (1957). Последующие годы были поворотными в жизни С. Он выступил инициатором программированного обучения, изобретая обучающие машины и сочиняя программы ("Teaching machines" // (Eds.)

Lumsdaine A.A., Glaser R.; "Teaching machines and programmed learning". NEA, 1960).

Способствовал развитию бихевиористской (поведенческой) психотерапии, основанной на научении методом проб и ошибок, опираясь на убеждение в том, что главным открытием З. Фрейда являлись не комплексы вины и агрессии, а сохранение моделей поведения, усвоенных в детстве.

К периоду 1960—70-х годов относится отход экспериментальной психологии от идеи "стимул-реакция" (например, теории К. Халла) и все большее ее углубление в когнитивную психологию и теоретический язык, основанный на компьютерном моделировании. Яростные нападки Ноама Хомского на "Вербальное поведение" С. еще более активизировали этот процесс, поскольку это была скорее атака на теорию "стимул-реакция", чем на функциональный анализ С. Его взгляды в это время получали все большее распространение, в частности, благодаря организации "Journal for the experimental analysis of behavior and behaviorism". Радикальный бихевиоризм С. не совпадал с главным руслом экспериментальной психологии, но определился как отчетливая дисциплина. Как Ч.Р.

Дарвин и З. Фрейд, С. снискал себе как ярых сторонников, так и противников. Психология становилась все более зависимой от проверки гипотез как с помощью статистики, так и вследствие теоретического развития (сначала это были "стимул-реакция", позднее когнитивные и физиологические теории). С самого начала С. был их непримиримым противником, что вполне согласовывалось с философией науки, которую он разработал в 1930-х гг. и которой придерживался всю жизнь. В отличие от большинства других психологов, он применял свои принципы к собственной жизни. Например, он преуспел в самоорганизации, пользуясь принципами "решения задач" до самой старости. Следует так же отметить, что многие идеи С. понимались превратно, и многочисленная критика основывалась не на первоисточниках, а на искаженной информации из вторых рук. Особенно уязвимым было понятие "контроля стимула", с которым еще предстоит в полной мере разобраться.

Кроме упомянутых в тексте, С. автор следующих трудов: &quot

;Walden two", Macmillan, 1948, N.Y., 1963; "Science and human behavior", N.Y., 1953; "Cumulative record", 1959; "The technology of teaching", 1968; "The contingencies of reinforcement", 1969; "Beyond freedom and dignity", 1971; "About behaviorism", 1974; "Particulars of my life", 1976; "Reflections on behaviorism and Society", 1978; "The Shaping of a behaviorist", N.Y., 1979.

Л.А. Карпенко