СИМВОЛДРАМА

Символдрама (греч. symbolon — условный знак и drama — действие) — вид индивидуальной и групповой психотерапии, опирающийся на теории классического психоанализа, аналитической психологии К. Г. Юнга, а также их современные модели.

С. известна также как кататимно-имагинативная психотерапия (от лат. kata — соответственно, thymos — душа, imago — образ, т. е. психотерапия переживания образов, соответствующих душевному состоянию), кататимное переживание образов, метод сновидений наяву. С. была разработана в 50-е — 70-е гг. ХХ в. в Германии немецким психоаналитиком, врачом и психотерапевтом Х. Лейнером и впоследствии значительно дополнена немецким детским психоаналитиком и психотерапевтом Г. Хорном.

Психотерапевтическая суть С. основана на представлении клиентом образов на заданную тему, которые отражают находящиеся в его индивидуальном бессознательном конфликты и напряжения. Технологически С. состоит из 4 этапов: 1) предварительная беседа, 2) расслабление, 3) представление образа под контролем психотерапевта, 4) заключительная беседа.

С. широко распространилась в странах Северной и Южной Америки, а также Европы, кроме Франции, где пользуются аналогичным методом, предложенным французским психологом Дезуалем. В конце 90-х годов XX века С. как метод психотерапии стала применяться и в России.

Основными показаниями для применения С. являются невротические и неврозоподобные состояния, различные расстройства эмоциональной сферы, нарушения адаптационных возможностей. Применение С. возможно с 6,5 лет и далее без ограничения возраста. С. может применяться как самостоятельный метод, так и в сочетании с другими терапевтическими методиками. Противопоказаниями для применения С. являются церебрально-органические синдромы; коэффициент интеллектуальности ниже 85; недостаточная мотивация, самотерапия, а также некоторые формы психозов.

Известны следующие виды С.: 1) индивидуальная С., 2) групповая С., 3) С. детей и подростков, 4) парная, в том числе семейная С.

В С. различают три ступени глубины работы психотерапевта, для которых разработаны специальные темы образов, называемые

Лейнером "мотивами". Под "мотивом" Лейнер понимает актуализирующийся из бессознательного клиента комплекс переживаний, провоцируемый предложенной темой образа.

Так, например, в индивидуальной терапии наиболее часто встречаются мотивы "луг" (для проработки трудностей первого года жизни), "ручей" (работа с проблемами раннего детства), "гора" (проблемы, связанные с эдиповым комплексом), "дом" (актуальное состояние), "опушка леса" (бессознательные страхи). Эти образы-мотивы относятся к основной ступени. Средняя ступень включает мотивы "идеал-я" (принятие себя), "значимое лицо" (проработка актуального значимого отношения), "лев" (агрессивность), "куст розы" или "поездка автостопом" (сексуальность). К высшей ступени относятся мотивы "вулкан", "пещера", "отверстие на болоте", "фолиант" показания которых многозначны. Всего в С. в настоящее время для различных целей используется более 100 мотивов, в частности, специальные мотивы для детей и подростков, разработанные Г.

Хорном. С. позволяет также использовать в качестве отдельных мотивов свободный образ или фрагмент сновидения. Проработка неосознаваемых конфликтов, лежащих в верхних слоях бессознательного не обязательно предполагает осознание клиентом их истинных причин. На основной и средней ступени к позитивному эффекту ведет уже сам факт представления тех или иных образов. Только высшая ступень предполагает обязательный сопутствующий анализ.

Положительный результат в большинстве случаев достигается после 10—15 сессий. В некоторых случаях требуется более длительная терапия.

А. Н. Коновалов