СЕРЕДА

СЕРЕДА Григорий Кузьмич (1925—1995) — украинский психолог, специалист в области педагогической психологии и психологии памяти. Д-р психологических наук (1985), профессор. Был чл. Президиума ОП СССР (с 1970), чл. редкол. международного журнала "Психология в России и восточно-европейских странах" (Калифорния, Сан-Диего; с 1990 г.), чл. редкол. журнала &quot

;Современное общество" (с 1993). С. родился в сельской семье, учился в одной из харьковских школ, которую из-за войны не успел закончить. В 1942 г. был отправлен на принудительные работы в Германию. После репатриации в конце войны вернулся в Харьков. Работал художником и одновременно заканчивал обучение в вечерней школе. В 1948 г. поступил на филологический фак-т

Харьковского государственного ун-та, по окончании которого в течение 10 лет работал учителем. Интерес к психологии и, в частности, к психологическим аспектам обучения привел его в аспирантуру кафедры психологии Харьковского государственного ун-та, возглавляемую проф. П.И. Зинченко. Под его руководством выполнил и защитил канд. дис. на тему: "Непроизвольное запоминание и обучение" (1967).

В 1969, после смерти П.И. Зинченко, возглавил кафедру психологии ХГУ. На протяжении последующих 20 лет разрабатывал интенциональный подход к проблеме памяти, ее природе и механизмам.

Основной смысл этого подхода заключается в ориентации памяти на будущее, в понимании ее как механизма системной организации индивидуального опыта, необходимого для осуществления предстоящей деятельности. С этих позиций проводил исследования в трех направлениях: память и учение, специфичные эффекты памяти человека, память и личность.

В 1985 в Институте психологии АН СССР защитил докт. дис.: &quot

;Память и деятельность (теоретическое и экспериментальное изучение природы человеческой памяти как функциональной психологической системы)". Принимал участие в четырехлетней экспериментальной программе "Психологический класс" (1990), которая позволила создать практическую модель психологического сопровождения учеников, родителей и педагогов, отследить возможности различных теоретических и практических спецкурсов по психологии для учеников 10—11 классов общеобразовательных школ, выявить возможности работы психолога с классом. Основные положения его концепции, касающиеся психологической природы памяти, ее роли в обучении, разных видах деятельности, изучения специфических эффектов памяти (интерференции, реминисценции и т. д.), проблемы связи памяти с функциональной асимметрией мозга и т. д., изложены во многих статьях, монографиях, учебных пособиях. Главными из них являются: "Учебник по инженерной психологии" (автор и ред., 1976); "Общая психология" / под ред. А.В. Петровского (в соавт., 1970, 1976, 1986);. "Психология и обучение" / под ред. Б.Ф. Баева (в соавт.).

С.В. Ильина