Славянская мифология

Славянская мифология

Арысь-поле — сказочное, быстрое, как ветер, существо, в которое обратилась молодая женщина, коварно заколдованная злой мачехой-ведьмой.
Арысь-поле сделалась предводительницей звериной стаи, только изредка, по ночам, прибегала домой, чтобы покормить своего ребёнка. Три ночи только и могла Арысь-поле превращаться в женщину, а потом должна была убежать за тридевять земель — и только её и видели!
К счастью, муж красавицы похитил у ведьмы чародейный прутик, трижды ударил им заколдованную жену — она перекинулась через голову и вновь обернулась той же красавицей, ещё лучше прежнего.
Арысь-поле — один из самых древних образов славянской мифологии. Сказочный сюжет о матери-рыси был даже более распространён, чем мотив утопления красавицы и превращения её в рыбу или русалку.
Рысь — вообще таинственное животное. Причём это не обязательно реальное существо. Например, рысью становится волчица, которая принесёт потомство пять раз. То есть матёрая волчица приобретает какие-то особенные, может быть, даже волшебные черты.
Некоторые народные мифы и сказки рисуют рысь настолько храброй, что она одна осмеливается нападать на медведя, только вставшего из берлоги. При этом мифы превозносят её заботливость о своих детёнышах. Так, один из древнейших способов успокоить плачущего ночью ребёнка таков: его надо обнести вокруг очага и на вопрос идущего следом: «Что несёшь?» — ответить: «Рысь, волка и спящего зайца!»
Из сказки А.М. Ремизова — «Заколдованная мать»:
У старика была дочь-красавица. Жил он с нею тихо и мирно, пока не женился на одной бабе. А та баба была злая ведьма. Невзлюбила она падчерицу, пристала к старику:
«Прогони её из дому, чтобы я её и в глаза не видела!»
Старик взял да и выдал свою дочку замуж за хорошего человека. Живёт она с мужем да радуется и родила ему мальчика.
А ведьма ещё пуще злится, зависть ей покоя не даёт. Улучила она время, обратила свою падчерицу зверем Арысь-поле и выгнала её в дремучий лес. В падчерицыно платье нарядила свою родную дочь и подставила её вместо настоящей жены. Всем глаза отвела — ведьма же во что хошь, в то и заставит людей поверить! — ни муж, ни люди, никто обмана не распознал.
Ведьмина дочка к ребёнку близко не подходила, не кормила его. Тут старая мамка одна и смекнула, что беда случилась. А сказать боится.
С того самого дня, как только ребёнок проголодается, мамка понесёт его к лесу и запоёт:
«Арысь-поле! Дитя кричит, дитя кричит, есть-пить просит».
Арысь-поле прибежит, сбросит свою шкурку под колоду, возьмёт мальчика, накормит. После наденет опять шкурку и убежит в лес.
«Куда это мамка с ребёнком ходит?» — думает муж. Стал за нею присматривать и увидел, как Арысь-поле прибежала, сбросила с себя шкурку и стала кормить малютку. Он подкрался из-за кустов, схватил шкурку и спалил её.
— Ах, что-то дымом пахнет. Никак моя шкурка горит? — говорит Арысь-поле.
— Нет, это дровосеки лес подожгли, — отвечает мамка. Шкурка и сгорела. Арысь-поле приняла прежний вид и обо всё рассказала своему мужу. Тотчас собрались люди, схватили ведьму и сожгли её вместе с дочерью.