Женщина демон
Вештица — персонаж южнославянской демонологии, совмещающий в себе свойства реальной женщины и демона (ср. восточнославянскую ведьму).
По сербским поверьям, Вештицей становилась женщина, в которую вселился «дьявольский дух» или которая вступила в сделку с чёртом, продала ему свою душу.
Вештицей могла стать (по достижению зрелости) девочка, если была зачата родителями в «недобрый час», в канун большого праздника, либо рождения «в рубашке» особого кровавого цвета, либо появившаяся на свет в период последней лунной фазы. Болгары считали, что опасность стать Вештицей грозила женщинам, потерявшим способность к деторождению, и что вселившийся в тело пожилой женщины злой дух в виде чёрной с красными точками бабочки делал её Вештицей.
Обычно Вештица выглядела как старая женщина, седая, сгорбленная косматая, с волосатыми ногами, со сросшимися бровями, пробивающимися усиками, косоглазая или с глубоко сидящими глазами, злобным взглядом, длинным носом. Считалось, что у неё есть незаметный хвостик или крылья. Вештица могла принимать вид ночной бабочки, мотылька, чёрной птицы, курицы, гуся, индюшки; могла также превратиться в жабу, кошку, собаку, волка.
Вештице приписывалась способность отбирать молоко у чужих коров, урожай с полей, мёд у пчёл, насылать на людей и скот порчу, болезни, вызывать засуху, град, наводнение, управлять стихиями и т.п. Она могла напустить мор на животных, разлучить супругов, поссорить людей. По болгарским поверьям, Вештица похищала месяц или сбрасывала его с неба и доила, как корову.
Ещё более опасными были вампирские свойства Вештицы. Считалось, что она поедает младенцев и человеческие сердца: чудесной палочкой, прутом, веткой Вештица дотрагивается до груди спящего человека, вынимает сердце, поедает его, а тело спящего к утру срастается. Люди, сердца которых съели Вештицы, в дальнейшем неизбежно погибают (например, под упавшим деревом или от удара молнии). Особенно часто объектами нападений Вештиц были беременные женщины и новорождённые. Вештица могла вынуть плод из материнской утробы, съесть его, пила кровь детей. О внезапно умершем, не болевшем до того ребёнке говорили «Проклятые вештицы выпили его сердце».
От вредоносного воздействия Вештиц старались защитить себя и детей в такие дни, когда они особенно активно вредили людям: накануне дня св. Евдокии, Юрьева дня, Иванова дня (Ивана Купалы), Страстной пятницы, на Рождество, Масленицу. Чтобы не дать Вештице проникнуть в дом, втыкали на ночь нож в двери дома, натирали детям пятки чесноком, выставляли за двери метлу, перевёрнутую вверх прутьями, клали нож под подушку, помещали на хлев и овчарню конский или воловий череп, произносили словесные формулы-обереги: «когда пересчитаешь все травы в поле и все листья в лесу, тогда уморишь моего ребёнка» или «когда пересчитаешь звёзды на небе и песок на море, тогда навредишь мне и моей семье» и т.п.
В сербскохорватской традиции популярны былички о полётах Вештиц (в календарные даты их наибольшей активизации) на совместные сборища. Поздно ночью Вештицы мазали тело волшебной мазью, произносили магическое заклинание и вылетали через трубу на метле, веретене или верхом на человеке. Их полёт сопровождался грохотом, свистом, а следом тянулся огненный хвост. Местами таких слётов были деревья (груша, орех, дуб), заросли папоротника, можжевельника, перекрёстки дорог, заброшенные строения. На сборищах избирали главную Вештицу, поедали сердца младенцев, намечали очередные жертвы, веселились, водили хороводы, пили из золотых кубков.
Если односельчанам удавалось распознать, кто из соседок является Вештицей, и вынудить её дать обещание больше не причинять вреда, то она теряла свои магические способности и становилась обычной женщиной. Множество народных рассказов посвящено теме выслеживания и распознавания Вештиц. Одна из них в образе курицы повадилась навещать по ночам дом соседа, отчего у него начали умирать дети. Хозяин выследили её, поймал и накрыл корытом, а утром обнаружил под корытом женщину. Она взмолилась, прося отпустить и давая обещание, что никакие напасти не будут грозить этому дому. Чтобы распознать Вештиц, люди ловили вечером мотылька, прилетевшего на свет, опаляли ему крылышки, говоря: «Приходи завтра, я дам тебе соли». Если утром в дом приходила какая-нибудь из соседок со следами ожога на теле и просила соли, то её считали Вештицей.