Вурдалак

Вурдалак

Вурдалак (Врыколак, Вурколак, Вакодлак, Вукодлак) — в славянской мифологии умерший вампир, человек-оборотень, обладающий сверхъестественной способностью превращаться в диких животных, нередко промышляющий высасыванием крови из своих жертв, как вампир; мифическое существо, живой мертвец, обычно возрождающийся из мёртвых людей или из тех, которые были укушены другим вурдалаком.
Пьют кровь родных; обычно из-за появления вурдалаков вымирают целые деревни, так как они умерщвляют в первую очередь, обращая их тоже вурдалаками, самых близких людей (дочь, мать, отец и т.п.).
Есть также мнение, что вампир, укусивший человека, тем самым передаёт жертве часть своей силы, и делает из человека вурдалака, который выполняет различные приказы для своего хозяина.
Иногда вурдалаков отождествляют с волкодлаками. Считается (см. например, «Этимологический словарь» М.Фасмера), что само слово «вурдалак» возникло случайно: А.С. Пушкин создал стихотворение «Вурдалак», неправильно передав слово «волкодлак» (возможно, повлияли формы вроде болгарского «върколак»).
В болгарской мифологии Врыколак — невидимый зловредный дух, имеющий обличье великана с одним огромным глазом во лбу (циклопа). Обитает в заброшенных строениях, старых мельницах, разрушенных крепостях. Его нельзя уничтожить ибо он живёт вечно. Глухою ночью Врыколак превращается в хищных животных, пьет людскую кровь и пожирает плоть.
В известной сказке, злая мачеха, дабы избавиться от падчерицы, заставляет мужа отвести её на старую водяную мельницу и запереть на ночь. Ночью является Врыколак, стучит в дверь. Девочка ставит условие: принести царицыны мониста. Через некоторое время, получив мониста, она требует царицын браслет, затем серьги, затем ожерелье. Врыколаку понадобилось немалое время, чтобы раздобыть сокровища, но когда он принёс ожерелье, пропел первый петух, и чудовище исчезло. Падчерица вернулась с сокровищами домой.
Мачеха на следующую ночь заперла в мельнице уже свою родную дочь. Но та от жадности потребовала сразу все сокровища. Чудовище исполнило требование задолго до пения петухов и ворвалось на мельницу. Утром мачеха обнаружила там мёртвую растерзанную дочь и тут же умерла от горя. А отец со своею дочуркою зажили припеваючи.