Бесы
Бесы — в славянской мифологии враждебные человеку злые духи. Именно в этом смысле употребляется данный термин в народном творчестве, особенно ярко в заговорах. Следы верований в бесов уходят корнями в глубокую древность. В то время их представляли себе существами покрытыми шерстью, с крыльями и хвостами, рогами и копытами, со свиным рылом, окутанными смрадом или дымом. По представлениям, бесы могли легко менять свой облик, превращаясь в любых «нечистых» животных (чаще всего, свиней) или прикидываться человеком. Характерна русская пословица: «У нежити своего облика нет, она ходит в личинах». Само слово «бес» является общеприменимым ко всей нечистой силе. Душа неправедных (грешных) людей после смерти не могла попасть в Ирий (Вырий, Рай) и маялась на Земле, привлекая к себе внимание различными проделками. Отрицательные эмоции, безчестие, разврат, хаос и другие негативные явления, вызываемые этими проделками у живых людей служили пищей таким духам. Бесы — это злые духи, которые для последователей Сатаны являлись тем же, что для праведников Ангелы-хранители.
Бес — славянское обозначение «без», а дальше следует любое положительное понятие, например: без… совести (безсовестный, бессовестный — абсурдная, но «официально утвердившиеся» ошибка, толи умышленно внёдрённая в великорусский язык, толи оставшиеся в нём по какому-то недоразумению), без…Бога (безбожный, подумайте сами может ли быть бес… божный), без… праведный (безправедный — правильно, бес… праведный — такая же нелепица, может ли бес быть праведным и жить по Пра-Ведам и Прави?), без… чести (безчестный — верно, бесчестный — честный Бес, комментарии в данном случае вообще излишни, может ли Бес (Слуга Сатаны) который постоянно обманывает людей быть честным?) и т.д. Но есть и слова, где употребление «бес» будет вполне уместно, например, бесподобный — то есть бесоподобный.
По мере распространения христианства языческие представления о враждебных духах соединились с представлениями о христианских демонах. По преданиям, бесами стали ангелы, выступившие против Господа Бога («падшие ангелы»). В наказание они были низвергнуты с небес на землю, утратили ангельские черты и превратились в многочисленных бесов. В древних преданиях так же рассказывается о том, что бесы являются слугами Дьявола (Сатаны). Языческое происхождение бесов обусловило их власть над стихиями: способность закручивать вихри, поднимать метели, насылать дождь, бурю. Вместе с тем бесы сохранили некоторые свойства ангелов: сверхчеловеческое могущество, умение летать, читать человеческие мысли и внушать человеку свои желания. Основная функция бесов связана с причинением разнообразного, чаще всего мелкого, вреда людям. В народе известны многочисленные сказки, в которых бес принимает образ человека и обольщает доверчивых людей. Считалось также, что бес может наслать болезнь, лишить человека силы или просто обмануть, в редких случаях может и погубить. Особенная активность бесам приписывается в рождественскую ночь и на Святки, которые традиционно считаются временем разгула нечисти. Существовало поверье, что бесы нападали на монахов, аскетов и пустынников, стараясь любыми способами помешать их служению Богу. Поскольку бес всегда находился где-то рядом, поблизости от человека, как бы ожидая когда он оступиться, его промахов, с ним обычно связывали повседневные неудачи. Отсюда и происходят поговорки типа: «Бес попутал» и т.п. Чтобы уберечься от бесов, язычники носили на шее амулет, христиане же крест.
Широко известно стихотворение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина — «Бесы»:
«…В поле бес на водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюёт на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Гам сверкал он искрой малой
И пропал во тьме ночной».