Берегиня
Берегини (Берегыни) — мифические существа, которые упоминаются в древнерусских историко-литературных памятниках.
Живут они по берегам рек, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.
Берегини-бродницы часто указывали путникам, где расположен брод. Однако, ныне нужно опасаться и этих добрых духов, ибо многие из них стали злыми лобастами, когда люди забыли о Русалиях и перестали следить за чистотой вод. А коли озеро, либо старое русло реки становилось болотом — все водные жители либо переселялись в живые реки и озёра, либо становились болотниками и болотницами.
Этимологически название «Берегиня» сближается с именем Бога Перуна и со старославянским (холм, поросший лесом), но вероятно смешение со словом «берег» (с чем связано и употребление названия берегинь по отношению к изображениям русалок в русской домовой резьбе). Культ Берегинь объединялся с культом Богини Мокоши и упырей в христианских поучениях против язычества.
Вера в берегинь («живущих на берегу», «оберегающих») была, по-видимому, достаточно распространена в Древней Руси. Об этом неоднократно (и конечно, с осуждением) говорится в различных сочинениях отцов церкви: «Одна из вставок в «Слово о том, како первое погани кланялись идолам» приписывает восточным славянам веру в берегынь. В слове, носящем сходное заглавие, но обозначенном именем Иоанна Златоуста, говорится: и начаша жрети… упирем и берегыням… — и далее: и рекам, и источникам, и берегыням» (Кагаров, 1913 год). Е.В. Аничков считал «требы упырям и берегыням» «ядром древнерусских верований» (Аничков, 1914 год). Судить о том, что представляли собой берегини, по достаточно отрывочным свидетельствам трудно. Часть исследователей видит в них «предшественниц» русалок и отождествляет их с русалками. Действительно, берегини определённо связаны с водой: им, по видимому, подвластны и некоторые существенные стороны жизни людей. Поэтому предположение о связи берегинь и русалок небезосновательно.
Одна из наиболее оригинальных трактовок образа берегини принадлежит Д.К. Зеленину: «Поскольку русалки часто появляются на берегах рек, постольку название берегинь было к ним приложимо. Но в народных говорах название это неизвестно. Судя же по контексту речи, под «берегинями» в слове (т.е. в двух древнерусских поучениях, известных по рукописям XIV — XV веков) разумеются скорее не русалки, а весьма близкие к русалкам сёстры — лихорадки: «Оупирем и берегыням, их же нарицают тридевять сестриниц» (Слово св. Иоанна Златоустого). «И берегеням, их же нарицают семь сестрениц» (Слово св. Григория). В числе семи и тридцати сестёр представляются русскому народу весьма близкие по всему к русалкам лихорадки, коим приносят жертвы в реку» (Зеленин, 1916 год).
Согласно народным верованиям, вода — традиционное местообитание не только лихорадок, но и многих болезней. Поэтому, следуя логике Д.К. Зеленина, можно допустить, что связанные с водой берегини были не столько «непосредственными прообразами» сестёр-лихорадок, сколько наделялись властью над болезнями (возможно были и персонификацией болезней).