СВЕДБЕРГ (Swedberg) Ричард (р. 1950) — американский социолог, один из наиболее известных в мире специалистов в сфере «новой экономической социологии». Специализировался в области юридический наук и социологии. Имеет диплом юриста Стокгольмского университета и диплом по социологии Бостонского колледжа (1978). В настоящее время преподает в качестве профессора социологическую теорию и экономическую социологию в Стокгольмском университете.
Область его интересов — история экономической социологии (с середины 1980-х) и социологическая теория. Согласно С., социология на данном этапе приобретает характер «сравнительной макросоциологии». Ее главные черты — ориентация на сравнительные исследования между странами, постановка вопросов, затрагивающих целостные социальные системы, проблемы мировой экологии, организации экономических связей, демографии. Вместе с тем, по мысли С., экономическая социология разделила вместе с экономической историей интерес к возникновению и вариабельности актуальных рыночных систем и других экономических институтов.
Основной вклад С. в историю экономической социологии — создание концепции рынка как социальной структуры, суть которой состоит в интеграции экономических и социологических отношений к анализу рынка. С. обосновал недостаточность определения рыночных отношений через ценообразующие механизмы (что характерно для экономической теории), так как это не дает полного представления о базисном взаимодействии включенных в рынок индивидов. В анализе истории рынка (от античности до современности) С. уделяет особое внимание рассмотрению рыночных отношений через понятия «обмен» и «конкуренция». Руководствуясь разработками экономистов А. Маршалла и Д.
Карлтона и идеями социологов М. Вебера (см.) и Г. Зиммеля (см.), С. создал исторические типологии рынков как социальных структур, существенно отличающихся друг от друга по степени развития обмена и в зависимости от уровня развития конкуренции. Данный подход позволил преодолеть ограниченность традиционного подхода к рынку как механизму регуляции спроса и предложения рабочей силы и рассматривать рынок как сложный социальный феномен с правом на собственное существование.
Основные труды: «Экономическая социология: Прошлое и будущее текущей социологии» (1987); «Экономика и социология — Переосмысление их границ: Беседы с экономистами и социологами» (1990); «Социология экономической жизни» (1992, в соавторстве с М. Грановеттером); «Учебник по экономической социологии» (1994, в соредакторстве с Н. Смелсером); «Макс Вебер и идея экономической социологии» (1998); «Йозеф Шумпетер — Его жизнь и работа» (1999); «Предпринимательство: Взгляд социальной науки» (2000) и др.
Из работ С. на русский язык переведены фрагменты его раздела «Рынки как социальные структуры», из «Учебника по экономической социологии» (в журнале: «Личность.
Культура. Общество» за 2002; перевод Г.Н. Соколовой).
Г.Н. Соколова