Ученик Времени. Два Кокона
Как обычно, Ученик Времени пробирался по блуждающим среди лесных зарослей тропинкам к своему Учителю, чтобы задать ему очередной вопрос. И — как обычно это с ним бывало в пути, — обдумывать свой вопрос у него не получалось — все мысли занимали тайны, окружающие этого необычного человека — Мудреца-Мечтателя, живущего над обрывом у моря. На этот раз, ученик ломал голову, почему Мудрец наделил его привилегией являться к нему с вопросами так часто, или редко, как ученик сам посчитает нужным.
— Возможно, это как-то связано с именем, которым он меня назвал при первой же беседе: Ученик Времени. Значит ли это, что я всё делаю вовремя? — застыл он, на мгновение, с удивленным взглядом, и тут же получил оплеуху от изогнувшейся ветки кустарника.
— Нет.. видно не всегда, — усмехнулся он,- Или.. значит ли это, что когда бы я не заявился, Учитель уже будет знать о моем приходе? А может, обстоятельства всегда складываются так, что я не могу помешать ему? Почему я? Почему — Ученик Времени?
Уставший от долгой дороги и слегка исцарапанный колючими кустами, он отворил дверь дома у обрыва, где жил Мудрец. Она, как и всегда, была незаперта.
Он нашел Мудреца на террасе — огромной, выложенной белыми мраморными плитами террасе над обрывом, откуда в три стороны света, насколько хватало взора, открывался вид на море — в бескрайность горизонта. И от этой бездны морской терраса была отграничена лишь низенькими перилами в античном стиле. Ученик остановился в трех метрах от перил — от этого простора на розе ветров ему стало не по себе.
— Угу, я сам боюсь, — весело повернулся к нему Мудрец. Он говорил с усмешкой, но исренне и было непонятно — правда ли это, или он смеется над опасениями ученика. И заметив, что тот скован, с улыбкой добавил:
— Я не предлагаю присесть на террасе?
***
— Располагайтесь! — приветливо бросил Мечтатель, когда они вошли в зал, и — присев на краешек стола, сложив руки на груди, пристально уставился на ученика, будто готовый наблюдать представление. Ученик, не торопясь присаживаться, беспорядочно, но спокойно и естественно зашагал по залу. Мудрец, не моргая, наблюдал траекторию и улыбался — странные перемещения напоминали ему полет мухи под потолком, меняющей резко направление каждую секунду, будто бы сталкиваясь с невидимым препятствием. Наконец, ученик присел в кресло у камина.
— Или — лучше в библиотеку.. — с притворной задумчивостью бросил Мудрец, продолжая наблюдение.
Ученик не шелохнулся, но ответил:
— На ваш выбор.
Мудрец, как показалось ученику, одобрительно кивнул и уселся в кресло напротив.
— Что привело Вас? — величественно произнес он, и когда ученик уже набрал воздуха, чтоб ответить, вдруг перебил его, вскакивая, — Только давайте местами поменяемся! Мне с Вашего места необходим вид на море.
Ученик, взглянув через окно на небо (моря из него видно не было) послушно пересел и, слегка озадаченный, вернулся к своему:
— Я пришел к Вам с вопросом, который стал для меня особо важен по мере обретения новых знаний. Я еще в прошлый раз хотел Вам его задать.. да.. и в позапрошлый, — задумчиво пробормотал он себе под нос.
— Так почему же не задали? — перебил Мудрец.
— Не знаю, — растерялся ученик.
— Знаете!
— Это имеет значение? — засмущался ученик, — я, ведь, задаю его сейчас! Так вот..
— Конечно, имеет значение! Почему Вы не спросили в прошлый раз? Это было несрочно? Так может, отложим до следующего?
— Нет.. — заморгал ученик в растерянности, пытаясь понять самого себя и то, почему тот придает вопросу такую важность, — В прошлый раз было слишком рано, в следующий раз.. в следующий раз — будет поздно для этого вопроса!
Он замолчал, сказанное показалось ему очевидным и банальным.
— У меня уже будут другие вопросы.. в следующий раз…
Учитель, довольно улыбаясь, взял со столика яблоко, любуясь, покрутил перед глазами и положил обратно, на блюдо:
— Других вопросов может и не быть. Но вчера — рано, а завтра — поздно, это факт. Так, почему сегодня???
Ученик, загнанный в угол, затаив дыхание глядел на Учителя и отрицательно махал головой, прося помощи. Он чувствовал, тот ведет к ответу на вопрос : Почему — «Ученик Времени»?
— Потому что Время — не вчера и не завтра, — ответил Учитель, — Оно всегда — сейчас..
— И..? — всё еще не понимая, вопросительно пропищал, на вдохе, ученик.
— А Вы — Ученик Времени.
Ученик разом выдохнул, с мысленным разочарованием «С чем боролись, на то и напоролись» и нервно захрумтел яблоком, бросая раздосадованные и извиняющиеся взгляды на Мудреца, означавшие: «Вопрос свой задам, но дайте успокоиться: у всех свои недостатки».
— Всему своё время, — засмеялся Мудрец, кивая, — абсолютно всему. Даже этому яблоку.
***
Ученик дожевал, намереваясь было отвлечься на новые философствования по-поводу: «Я его ем, потому что пришло его время, или же — пришло его время, потому что я его ем?», но вовремя вспомнил о цели прихода:
— Вот, о чем я хотел у Вас спросить, Учитель: как убедить человека, если я знаю, что он не прав? Если для меня это очевидно, а он отказывается даже выслушать мои аргументы? Хотя я знаю, что если бы он выслушал мои объяснения, то мог бы изменить мнение.
— Оставь человека при своем мнении, если он с ним счастлив.
— мгмм.. — промычал ученик, — не надо пытаться сделать кого-то счастливым насильно — это несет в себе опасность навязать ему своё видение счастья. Я знаю эту поговорку. Но бывает, что совершенно ясно видишь — человек идет по ложному пути и не замечает того. А ты видишь со стороны весь его путь, как на ладони, — видишь, куда он ведет. Но не можешь раскрыть на это человеку глаза. Неужели я должен оставить любые попытки открыть ему правду, даже зная, чем всё это кончится и имея возможность вмешаться?
— Ты спрашиваешь меня, — как открыть человеку глаза, когда он еще не научился видеть? Тогда, какая разница — закрыты они или открыты?
— Вот! Мой вопрос, скорее, в том — как человека научить видеть? Видеть и понимать то, что понятно мне.
Мечтатель глубоко вздохнул и устремил взгляд в никуда. Затем, быстро встал и зашагал по комнате беспорядочно, но спокойно и уверенно, — сейчас он напоминал своего ученика с «мушиной траекторией»: казалось, он что-то ищет и точно знает что, не зная где… Вдруг, он резко остановился у окна и скомандовал не оглядываясь:
— Подойди.
Ученик приблизился и Мудрец указал ему на два кокона, прикрепившихся к верхнему карнизу окна, один изнутри, другой — снаружи, на улице:
— Весной из обоих должны появиться бабочки…
— Но будут холода.. — догадался ученик, — тот, что на улице, замерзнет.
— Ты об этом знаешь, я об этом знаю, тот, кто в коконе — вряд ли. Хочешь ему помочь?
— Конечно.
— Приблизишь весну??? Или развернешь кокон сейчас, еще до заморозков?
— Торопить весну из-за одного кокона… — задумался ученик и рассмеялся, — Если б и умел, то не стал бы! А развернуть его сейчас, — бабочки из него все равно не получится. Нет смысла. Неужели я ничего не могу сделать? Совсем ничего?
— Для того, который прикрепился не с той стороны — пока ничего: то, что должно замерзнуть, — замерзнет. Но ты можешь не открывать окно — для того, который находится по эту сторону.
Ученик задумался, повесив голову:
— То, что должно замерзнуть, — замерзнет… Это — о нежелающих слушать и понять? Значит есть только два пути: замерзнуть или дождаться весны. И мне остается лишь наблюдать…
— И защищать от холодов того, кто внутри — не забывай! — добавил Мудрец, заметив потерю энтузиазма.
Но ученик грустно побрел, бормоча «Всему своё время, абсолютно всему» и, дойдя до кресла, опустился в него с поникшей головой. Вдруг, глаза его загорелись, и он, с надеждой, обратился к Мудрецу:
— Вы тогда сказали — всему своё время, даже этому яблоку. Так, — я его ем, потому что пришло его время, или же — пришло его время, потому что я его ем?
— Вы забегаете вперед, Мэтр Времени! — с нескрываемой веселостью произнес Мудрец и поспешно зашагал к двери, ведущей на террасу, будто пытаясь увильнуть от беседы.
***
Ученик Времени, чувствуя, что близок к ответу, побежал следом:
— Скажите, я разве не прав? Что если вовсе не Время диктует нам правила? Что если мы способны решать, когда уже время, а когда — еще нет? Вы, кажется, дали мне понять, что я всё делаю «вовремя», — сбивчиво и восторженно затараторил он, — Что если время — это я???
Мудрец резко остановился и вытаращился на ученика, как на живое воплощение абсурда.
— Простите.. — опомнился тот, но не собирался сдаваться, — Учитель, — обратился он к Мудрецу, который теперь, не моргая, созерцал небо, — Вы назвали меня «Ученик Времени». Значит ли это, что всё — абсолютно всё, что я делаю — своевременно?
— Тщ-щ-щ-щ! — зашипел на него Учитель, продолжая задумчиво глядеть в небо, — Тщ-щ-щ-щ-щ! Звезды падают!
Ученик уставился в небо, не моргая, и осведомился шепотом:
— Метеоры?
— Ну, да!
И они продолжили неподвижно смотреть в небо, ученик — с всё большей амплитудой взора. Пять минут спустя, подозревая, что что-то недопонял, наконец, робко спросил:
— Простите, я ничего не вижу… Где они???
— Где-то.
Ученик смерил Мудреца возмущенным взглядом:
— Не здесь??
— Нет. Где-то. Но, вот, — прямо сейчас!!! Представляете?
— А… Понятно. А не лучше ль подождать, пока будет не только «Сейчас», но еще и «Здесь»? — не сдержал иронии ученик.
— Понятие «подождать» Вам кажется логически совместимым с «сейчас»? Уважаемый, если хотите дружить с этим миром, научитесь быть точным. Он ведь ОЧЕНЬ точен!
— Всё, понял. Это будет потом. Но зато их будет ВИДНО.. — сделал ученик ударение на последнем слове.
— Да! — восторженно произнес Мечтатель с широкой улыбкой, не желая спорить, — Тогда это будет еще красивее…
Они еще минут десять постояли так, наблюдая «звезды, падающие где-то» и Мудрец-Мечтатель, оторвав взор от ночного неба, произнес:
— События происходят, когда приходит их Время. Но иногда Оно приходит, когда кто-то решил за него…