Состоявшийся урок
Я не педагог. Но в школу меня приглашают и тогда я провожу несколько занятий, которые мы с учителями называем «Занятная психология».
И вот однажды прихожу, а весь класс взял, да и сбежал с моего урока. Однако один мальчик всё-таки не сбежал, остался.
Я поблагодарила ребёнка за то, что он не пристроился к толпе и начала, теперь уже не групповое, а индивидуальное занятие.
Моему единственному ученику я предложила цепочку заданий на развитие воображения.
Мы договорились, что школьная доска у нас на время превратится в большой экран телевизора. Мальчику я предложила название мультфильма, которое придумала на ходу, а он должен был описывать всё, что рисовало ему его воображение.
Помню, первый мультик я назвала «Бабочка». Мальчик начал описывать то, как бабочка летит над клумбой, потом к ней подлетела еще одна бабочка, вместе они полетели к ручью…. И так далее.
Следующий эпизод был на тему «школьный двор». Я сидела на широком подоконнике, В тот день из моего кабинета забрали все стулья и мы сидели то на паласе, то на подоконнике. Можно было бы сказать, что день не задался, если бы не одно «Но!».
Глядя, на вид из окна, я и обозначила эту тему.
Мальчик, сидя далеко от окна, у стенки, начал перечислять всё, что возникало в его воображении.
Сначала он сказал, что во дворе пусто, но тут же уточнил:
-Нет, не так! Я вижу, как из-за угла выбежала белая собачка на длинном поводке.
И в это время я увидела, как из-за угла действительно появилась белая болонка на длинном поводке, конец которого скрывался за углом дома. Увидеть того, кто держал поводок, некоторое время я не могла. Собака в это время, подняв лапу, деловито справляла свою нужду.
-А кто держит поводок? Кто выгуливает собаку? — спросила я, и мальчик сказал, что собаку выгуливает девочка, а курточка у девочки желтая, штаны красные, шарф полосатый, и шапочка такая же.
В это время собачий поводок провис и из-за угла появилась девочка. Её одежда, точь в точь, совпадала с тем описанием, которое сделал мальчик. Я спросила, каких размеров он видит собаку и он описал её так, будто сидел рядом со мной на подоконнике и смотрел за окно. Даже цвет ошейника назвал, но мне с моим зрением рассмотреть ошейник не удалось.
Боясь того, что девочка с собакой внезапно уйдут, я прервала творческий процесс ребенка, и позвала его к окну. Удивлению мальчика не было предела. Он долго не мог успокоиться по поводу того, что сочинял мультик, а оказалось, описал всё, что есть на самом деле!
Но когда он задал мне вопрос, я невольно оглянулась в его сторону. Такого вопроса от ребёнка я никак не ожидала. Он спросил меня:
-Девочка с собакой появились, потому что я их придумал, или я придумал так, потому что они уже были во дворе?
Мне пришлось сказать о том, что, описывая придуманный школьный двор, он невольно начал описывать двор за нашим окном. В результате, он стал описывать реальные события, которые происходили на самом деле во дворе школы. А потом пояснила:
-Сначала я увидела собаку, о которой ты уже сказал. Потом ты описал детали одежды девочки, которая появилась чуть позже собаки и я увидела её одежду. А потом ты и сам увидел, как точно описал внешний вид и девочки, и собаки.
Когда прозвенел звонок с урока, мальчик спросил, что будет тем, кто сбежал с урока?
Я подумала и ответила:
— Ну, что же? Прогуляли, так прогуляли. Зачем их наказывать, когда они и так наказали сами себя, причём намного суровее, чем это бы сделала я или директор школы.
ТАК-ТАК