ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Трудности обучения чтению. Психофизиологические механизмы — несформированность или нарушения базовых познавательных функций, лежащих в основе формирования навыка чтения.

Трудности формирования навыка чтения на начальных этапах обучения могут быть связаны с несформированностью зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, которые определяют сложность дифференцировки букв, различение близких по конфигурации букв (п-н, в-а, г-т), затрудняют запоминание букв. Это приводит к затруднению процесса чтения, слоговому чтению, перестановке букв при чтении (неправильному чтению), пропуску букв, слогов, "угадыванию" (ситуация, когда ребенок читает первые две-три буквы, а остальную часть слова угадывает).

>Особенно четко эти трудности проявляются при форсировании скорости чтения. Требование высокой скорости на начальных этапах обучения, когда зрительная дифференцировка букв сложна и длительна, нарушает процесс формирования навыка.

Причиной трудностей формирования навыка чтения может быть фонетико-фонематическая недостаточность, несформированность артикуляторных механизмов произнесения звука, а также интеграции этих функций. Одним из механизмов трудностей обучения чтению может быть незрелость регуляторных структур мозга и обусловленная этим несформированность процессов организации деятельности. Это проявляется как трудность сосредоточения на читаемом тексте, сложность концентрации внимания (при чтении отмечаются пропуски букв, слогов, слов, потеря строки, плохое усвоение содержания читаемого текста).