ТРЕВОЖНОСТЬ ТЕСТОВАЯ

Тревожность тестовая — состояние испытуемого, обусловленное действием разной степени выраженности мотива экспертизы, возникающего в психодиагностической ситуации. Т. т. более выражена у лиц с проявлением реактивной или личностной тревожности (см., напр., Спилбергера тревоги и тревожности шкалы); у испытуемых с повышенной мотивацией на обследование, а также в случаях неадекватно высокой очевидной валидности выполняемого теста. Т. т. может явиться следствием неквалифицированного, неэтичного поведения экспериментатора, ошибочно составленной инструкции, стресогенных факторов ситуации обследования (жесткое лимитирование времени выполнения, групповое выполнение заданий в условиях "открытости" результатов и т. п.). Характер влияния Т. т. на результаты обследования в полной мере не выяснен. В большинстве случаев это влияние признается негативным.

Так, по данным С. Саразона и соавт. (1960), К. Хилла и соавт. (1964, 1966), Ц. Спилбергера (1972), И. Годри и Ц. Спилбергера (1974) и др. существует обратно пропорциональная связь между уровнем тревожности и показателями тестов достижений и тестов интеллекта, отмечающаяся как у взрослых, так и у детей. С другой стороны, Д. Френч (1962) не обнаружил различий в результатах тестирования студентов колледжа в напряженной и спокойной ситуации. По мнению А.

Анастази (1982), отношения между тревожностью и качеством выполнения теста нелинейны. Индивидам с невысоким уровнем тревожности благоприятны условия, вызывающие состояние незначительной тревоги, в то время как людям, имеющим высокий уровень тревожности, лучше выполнять тест в более спокойных условиях.

Т. т., таким образом, является дополнительным фактором, оказывающим воздействие на достоверность психодиагностического обследования. В этой связи необходимо принятие мер к снижению уровня напряженности в ситуации тестирования. Это особенно важно в клинической психодиагностике, для которой обследование имеет не только диагностическое значение, но и в определенной степени выполняет психотерапевтическую функцию. Интерпретация результатов обследования должна проводиться с учетом индивидуального уровня Т. т. конкретных испытуемых. Сведения о Т. т. могут быть получены как из данных опроса и наблюдения, так и при использовании специальных диагностических методик. Профилактика Т. т. опирается на неукоснительное следование этическим нормам психодиагностики, тщательную подготовку тестового материала, особенно инструкции, правильный выбор тактики индивидуальных и групповых обследований, условий тестирования.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии