Эриксон

ЭРИКСОН (Erikson) Эрик Хомбургер (1902—1994) — американский психолог, социолог и психоаналитик. Основатель психоистории, один из основателей эгопсихологии. Профессор (с 1960) и поч. профессор Гарвардского ун-та (1970). Детство и юность провел в Германии. Увлекался живописью.

После знакомства с А. Фрейд заинтересовался детским психоанализом и начал работать преподавателем рисования в ее школе. Прошел курс персонального (дидактического) психоанализа у А. Фрейд. Испытал значительное влияние идей и личности З. Фрейда. Психологическое образование получил под руководством А. Фрейд в Венском психоаналитическом ин-те (1927—1933). В 1933 г. эмигрировал в США.

Работал в ун-тах: Беркли (1939—1951), Питсбургском (1951—1960), Гарвардском (1960—1970). В США Э. поселился с семьей в Бостоне, где открыл первый в городе кабинет детского психоанализа. Осуществил работы по игровому анализу на медицинском фак-те Гарвардского ун-та. Сотрудничал с К. Левиным, Г. Мюрреем и др. видными психологами. Практиковал в Общей больнице Массачусетса.

В 1937 г. перешел в Йельский ун-т. Исследовал жизнь и психику индейцев племен сиу и юроков. Работал в Калифорнийском ун-те (Беркли), из которого демонстративно ушел в знак протеста против увольнения сорудников, отказавшихся публично заявить о своих политических симпатиях и лояльности.

В годы второй мировой войны исследовал психологию подводников, занимался терапией "военных неврозов" ("неврозов военного времени") и выполнил ряд других работ по заданиям Пентагона. Опубликовал психоаналитическую статью о роли образа Гитлера для немецкой молодежи.

После окончания войны занимался преимущественно психоаналитически ориентированной психологией и детским психоанализом. Около 20 лет работал в Центре Остена Риггса в Беркшире, где сотрудничал с Д. Рапапортом, Р. Найтом и др. В 1960—1970 гг. вновь работал в Гарвардском унте. Осуществил пересмотр некоторых установок классического психоанализа З. Фрейда.

Подчеркнул биосоциальную природу и адаптивный характер душевной деятельности человека, интегративным качеством которого считал психосексуальную идентичность.
Создал учение об идентичности как динамичной конфигурации тождественности человека самому себе, собственному представлению о себе и способности к полноценному решению различных личностных задач.

Показал, что изменение социокультурных условий порождает необходимость утраты прежней и формирования новой идентичности человека. Разработал концепцию и периодизацию эпигенетического развития личности через восемь кризисных альтернативных фаз решения возрастных и ситуативных "задач развития": 1) доверие — недоверие, 2) автономия — стыд, сомнение, 3) инициатива — чувство вины, 4) созидание — чувство неполноценности, 5) идентичность — спутанная идентичность, 6) интимность — изоляция, 7) генеративность — стагнация и 8) интегративность — безысходность.

Исследовал сексуальную этиологию кризисов развития человека. Установил автотерапевтический характер поиска и обретения психосоциальной идентичности. Разработал концепции "диффузии идентичности" и "психического моратория". Создал новые психотерапевтические методы, отчасти направленные на преодоление синдрома массовой "патологии идентичности".

Подчеркивал важную роль психических и личностных факторов в развитии общества. Исследовал взаимосвязь социальных потрясений (войн, революций и т. д.) и массовых неврозов. Развивал идеи об "исторической актуальности". Сформулировал "золотое правило" этического поведения: "Поступай по отношению к другому так, чтобы это могло придать новые силы другому и тебе".

В 1958 г. опубликовал книгу "Молодой Лютер", ставшую первым серьезным опытом применения психоисторического метода и датой рождения созданной им психоистории. В дальнейшем развивал психоисторические идеи в ряде книг и статей. Исследовал современное "травматическое видение мира", проблемы социальной этики, этнологии, различных массовых движений и пр. Автор книг: "Childhood and society", N.Y., 1963; "Identity: Youth and crisis", N.Y., 1968; "Life history and the historical moment", N.Y., 1975; и др.
В.И. Овчаренко