ЛАНГЕ (Lange) Фридрих Альберт (1828—1875) — немецкий философ-неокантианец, экономист и психолог. Родился в семье пастора, после окончания гимназии в Дуйсбурге и Цюрихе получил высшее образование в Цюрихе по философии и психологии (1847) и Бонне (1848—1851) по классической филологии, философии, теологии, здесь особый интерес к философии у него появился в результате общения с Э. Бобриком.
В 1851 г. Л. защитил докт. дис. по философии ("Quastiones metrical") в Боннском ун-те и сдал государственный экзамен для замещения должности преподавателя гимназии. После годичной военной службы преподавал в гимназии Кельна (1852—1855), здесь получил знаки общественного признания как искусный и требовательный педагог.
В 1855 г. в Бонне он защитил диссертацию для замещения должности доцента по методологическим вопросам педагогики, психологии, философии ("Über Zusammenhang der Erziehungssysteme mit herrschenden Weltanschauungen verschiedener Zeitalter"), стал приват-доцентом по педагогике и гимназическому образованию, с 1859 г. — ст. преподаватель в гимназии Дуйсбурга. Знакомство с историком философии Ф. Юбервегом открыло для него глубину учения И. Канта.
Одновременно с преподавательской деятельностью вел активную деятельность как политически ориентированный публицист. В 1861 г. Л. по политическим соображениям ушел в отставку и стал секретарем Торговой палаты Дуйсбурга.
Из-за своих выступлений в защиту прав рабочего класса (ред. газеты "Rhein- und Ruhr-Zeitung", 1863) и свою книгу ("Die Arbeitsfrage", 1865; в рус. пер.: "Рабочий вопрос", СПб., 1895) был официально отстранен от преподавания, в 1866 г. по приглашению участвовать в газетном производстве переехал в г. Винтертур. В 1869 г. Л. снова защитил дис. для замещения должности доцента на кафедре индуктивной философии в ун-те Цюриха; с 1873 г. он — профессор Марбургского унта.
Считается одним из основателей Марбургской школы неокантианства, учитель Г. Когена. Отстаивал, вместе с Г. Гельмгольцем, позиции физиологического идеализма. Перед основной работой своей жизни ("Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart", 2 Bd., Iserlohn, 1866—1875, в рус. пер.: "История материализма и критика его значения в настоящее время", СПб., 1899) Л. поставил задачу обосновать для естествоиспытателей, стихийно встающих на позиции материализма, потенциальные возможности критического идеализма И. Канта.
По его мнению, результаты исследований физиологии и психологии органов чувств заставляют трактовать априорные формы познания И. Канта как обусловленные деятельностью человеческого организма, в силу этого в познании могут быть раскрыты не законы объективного мира, а лишь особенности взаимодействия с ним субъекта. На основе этого постулата разработал программу объективной психологии, свободной от метафизики и строящейся на базе физиологических данных, доступных непосредственному чувственному наблюдению. Одним из первых пытался использовать в психологии математические методы ("Die Grundlagen der mathematischen Psychologie. Ein Versuch zur Nachweisung des grundlegenden Fehlers bei Herbart und Drobisch", 1865).И.М. Кондаков