Кеттелл

КЕТТЕЛЛ (Cattell) Рэймонд Бернард (р. 1905) — английский психолог, специалист в области психометрики, психологии личности, социальной и клинической психологии, психологии образования. Автор серии известных личностных опросников: 16PF, HSPQ, CPQ, ESXO. Образование получил в Лондонском ун-те (бакалавр, 1924; д-р философии, 1929; д-р наук, 1939).

После защиты докт. дис. получил место преподавателя в Эксетерском ун-те и в 1932 г. стал директором Городской политехнической клиники Лейчестера, Англия. В 1937 г. Э.Л. Торндайк предложил ему место научного сотрудника, а на следующий год Г.С. Холл — должность профессора в ун-те Кларка. В 1941 г. К. читает курс лекций в Гарвардском ун-те и там знакомится с Г. Олпортом, Г. Мюрреем и др.

В 1944 г. К. — профессор-исследователь, затем засл. профессор фак-та профессиональной психологии Иллинойского ун-та. Позднее — профессор в Гавайском ун-те. В 1961 г. К. — президент Общества мультивариантной экспериментальной психологии. В 1981 г. — почетный член Британского общества психологов.

В 1983 г. ему вручили награду АРА по психометрике, а в 1984 г. — награду департамента США по вопросам образования "За достигнутые успехи". К. был ред.-консультантом "Multivariate Behavioral Research" и консультантом во многих др. журналах. Наиболее известными являются фундаментальные работы К. в теории свойств личности.

Он строит дифференцированную сложную систему описания личности, используя для объяснения поведения лишь диспозициональные переменные, но не функциональные. К. выделил три метода исследования личности: бивариантный, мультивариантный и клинический.

Отвергая бивариантный подход за то, что он не учитывает всю совокупность сложных взаимоотношений между многими факторами, составляющими суть личности, К. останавливается на мультивариантном и клиническом методах, считая последний полезным, т. к. он позволяет наблюдать важные моменты поведения по мере их возникновения.
Для исследования личности К. разработал четыре экспериментальные методики: 1) Р-метод, позволяющий сравнивать количество баллов, полученных человеком в серии измерений в различных ситуациях на протяжении некоторого времени, 2) Q-метод, при котором по результатам большого количества различных измерений сравнивают двух людей между собой, 3) R-метод, при котором большое количество людей сравнивают по сумме баллов, набранных ими, или по результатам большого количества специальных измерений, 4) дифференциальный R-метод, при котором измерения повторяют в различных ситуациях, а затем сравнивают различия между ними.

Эти разработки К публикует в серии статей в разных психологических журналах ("Journal of Social Psychology", 1944, 19; 1950, 31; "Transactions of the New York Academy of Sciences", 1951, 14; "British Journal of Psychology", 1952, 42. Разрабатывая теорию личности, К. вводит фундаментальное понятие "диспозиции", предлагая два подхода к их различению.

Первый включает в качестве причин наблюдаемой модальности три вида диспозиций: 1) когнитивные способности; 2) темперамент; 3) динамические, т. е. мотивационные диспозиции, которые выходят на передний план в зависимости от побудительных характеристик актуальной ситуации. Второй подход предполагает анализ различий между поверхностными (внешними) и исходными (глубинными) чертами.

Поверхностные черты представляют собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в неразрывном единстве, но не обязательно имеют общую причину. Их можно идентифицировать при клиническом исследовании, опрашивая людей по поводу того, какие характеристики, по их мнению, сочетаются.

Глубинные (исходные) черты определяют то постоянство, которое наблюдается в поведении человека и формирует единый независимый тип личности. Эти черты можно выявить, по мнению К., только мультивариативными статистическими методами. Для решения вопросов, связанных со структурой личности, К. (совместно с Ч.Э.

Спирменом) применил факторный анализ и использовал данные, полученные с помощью трех методов: оценочного, анкетирования и объективного измерения поведения.
В результате этой работы была создана серия опросников 16PF и личностных блоков ОА (Objective Analytic).

Чтобы выяснить роль наследственности и факторов окружающей среды для структуры личности, К. разработал многофакторный анализ абстрактных отклонений от нормы (MAVA, 1960), который был значительным шагом вперед по сравнению с традиционными методами того времени. В 1960-е гг. начал серию исследований природы и структуры способностей.

Согласно его взглядам способности имеют иерархическую организацию. На вершине пирамиды находятся G — общие способности; ниже располагаются уровни все более узких способностей; в основании пирамиды располагаются специфические способности (в трактовке Спирмена).

На основании эмпирических данных К. утверждал, что существуют двадцать видов первичных способностей и шесть видов вторичных. В более поздних работах К. стал применять динамическое исчисление (систему математических формул для оценки мотивационных факторов поведения) для того, чтобы ввести количественные оценки в психоанализ.

Их использование позволило психиатрам измерять желание и состояние пациентов (в "эргах") при помощи теста мотивационного анализа. Это исследование обеспечило определенное статистическое обоснование концепции влечений и структуры эго. К. автор большого количества статей и книг, в том числе "Personality and Learning Theory", v. 1, 2. 1979; "The Inheritance of Personality and Ability", 1982; "Handbook of Personality: Theory and Research" / ed L.A. Pervin /, 1990 и др.
Л.А. Карпенко