Гарднер

ГАРДНЕР (Gardner) Говард Эрл (р. 1943) — американский психолог, специалист в области когнитивной психологии, психологии развития, психологии интеллекта, нейропсихологии. Получил степень д-ра наук (Ph. D.) по психологии развития в Гарвардском ун-те (1971).

Соруководитель Гарвардского проекта Зиро (Нуль — Project Zero), крупного междисциплинарного исследовательского проекта в области развития когнитивных способностей в школе, семье и других социальных средах окружающих ребенка (основанного Н. Гудманом в 1967). Профессор Гарвардского и Стэндфордского ун-тов Г. известен своими взглядами в области психологии интеллекта.

Считал, что интеллект не сводится к решению логических и вербальных задач, входящих в традиционные тесты интеллекта, и предложил теорию множественных интеллектов (Frames of mind: The theory of multiple intelligences, 1983). Согласно Г. интеллект не единый конструкт, а состоит из 7 различных типов интеллекта: вербального (языкового), логико-математического, пространственного, музыкального, телесно-кинестетического, межличностного и внутриличностного.

Теория вызвала большой резонанс среди американских психологов и педагогов. В книге "Творящие умы: анатомия креативности" (Creating minds, 1993) Г., опираясь на изучение биографий, рассматривает жизнь и творчество семи выдающихся деятелей мировой культуры, живших в конце XIX — начале XX вв. и идеально олицетворявших собой один из выделяемых видов интеллекта.

Так, З. Фрейд — выдающийся обладатель внутриличностного типа интеллектов, А. Эйнштейн — блестящий представитель логико-математического интеллекта, Стравинский — музыкального, М. Грэхам — телесно-кинестетического, М. Ганди — межличностного, Т.С. Элиот — лингвистического, а П. Пикассо — пространственного.

Г. занимается также проблемами одаренных детей, их художественного воспитания (Changing the world: A framework for the study of creativity, 1994. Он автор программ по развитию практического интеллекта, альтернативных стандартизированному тестированию систем оценивания продвижения ребенка в школе, и обучения восприятию искусства на научных основах, определяемых его теорией множественных интеллектов (Multiple intelligences: The theory in practice, 1993).

Г. внес существенный вклад в психологические аспекты изучения афазии, а также проблем дизлексии, алекситимии, зрительной агнозии, больных с Корсаковским синдромом. Исследовал проблемы психологического функционирования при афазии и повреждениях правого полушария мозга, роли правого полушария в понимании сложного лингвистического материала, метафор и иронии.

Г. показывает, что музыкальный интеллект был более значим, чем логико-математический на протяжении большей части человеческой истории. Развитие научной мысли имело место достаточно поздно в человеческой эволюции; напротив, музыкальные и артистические умения были с людьми практически с основания человеческой цивилизации.

Идеи Г. о личностном, музыкальном и кинестетическом интеллектах стимулируют новые попытки измерить эти способности и использовать их в качестве предикторов других переменных. Теория Г. обращается к тому факту, что традиционные тесты, измеряющие IQ, хорошо предсказывают школьную успеваемость, однако оказываются очень слабыми предикторами дальнейших этапов жизни, профессиональных успехов и карьерного роста. Возможно, измерения других типов интеллекта, таких как личностный, могут помочь объяснить, почему некоторые индивидуумы блестяще успевающие в школе оказываются неуспешными в дальнейшей жизни, в то время как менее успешные студенты становятся успешными профессионалами и харизматическими лидерами. Можно по-разному относиться к теории Г. и спорить, являются ли все интеллекты действительно интеллектами и насколько они независимы друг от друга, однако ясно, что эта теория рождена под непосредственным влиянием современных запросов американского общества, характеризующегося стремлением к демократии и высокой оценке всех своих членов вне зависимости от того каким трудом — физическим или интеллектуальным — они занимаются.
Т.О. Гордеева