Разрешает ли Православная церковь развод

Разрешает ли Православная церковь развод?

В современном обществе есть много давно сложившихся стереотипов; но и есть и те, которые появились относительно недавно. Один из подобных стереотипов – это мнение, что Православная церковь запрещает развод. Давайте проведем исследование этого вопроса, и выясним: так ли это на самом деле?

История стереотипа и причина его возникновения

С 1722 года по приказу Петра I были созданы первые церковные метрические книги, в которых делались записи об изменениях в жизни людей: рождение, брак, смерть. Эта функция принадлежала Православной церкви вплоть до 1917 года, пока не был принят декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», разрешающий регистрацию брака в муниципалитете.

Учитывая, что революция наложила свой отпечаток на жизнь людей: храмы закрывались, любая какая-либо пышность осуждалась, то рано или поздно люди перестали в начале 20 века в России хоть как-либо регистрировать браки (храмов не было, а традиции ходить в загс были не привиты). По этой причине появилось множество так называемых «гражданских» браков, то есть семей, которые не были никак зарегистрированы. Очень важно знать, что Церковь всегда признавала эти семьи как полное законное супружество – это делалось по причине понимания церковными властями сложившейся ситуации.

Постепенно вопрос о создании семьи, о ее сохранении или о разводе плавно перешел из церковных рук в гражданские; а учитывая советскую пропаганду и запрет на все православное, ясно, что люди не могли никак знать церковных канонов в этом вопросе и церковных традиций.

И когда СССР распался, и люди получили возможность свободно ходить в храм, и не только регистрировать браки, но и венчаться, то по какой-то странной причине массово этого делать они не стали.

Объяснялось это тем, что дескать, если повенчаешься, то разводиться уже будет нельзя. Причина этого неверного мнения проста: духовно-нравственное образование населения в то время (да и сегодня ничего не изменилось особо) было на уровне нуля, а заставить себя сходить в храм и узнать там, как все реально обстоит на самом деле, никто особо не хотел – то ли стеснялся, то ли считал себя и так самым умным, то ли просто считал, что венчание – это пережиток прошлого.

Из всего этого вы, наверное, уже поняли, что Церковь в некоторых случаях разрешает развод. Что это за случаи такие?

Право на развод

 Каждый имеет право на развод, если его супруг(а) совершил грех прелюбодеяния (измену).

Это право имеет каждый, так как об этом сказал сам Иисус Христос: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать;» (Мф. 5, 32).

Стоит также заметить, что это право имеет именно невиновная сторона, а не та, которая совершила грех.

В 1918 году состоялся Поместный собор Русской православной Церкви, в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» он признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также:

 Отпадение супруга или супруги от православия.

Сегодня также стоит добавить, что уход супруга(и) в секту также является поводом для развода.

 Противоестественные пороки.

В случаях, когда один из супругов пытается склонить свою половину на различные противоестественные грехи: гомосексуализм, лесбиянство, зоофилия, педофилия и т.п.

 Неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения.

Стоит добавить важное дополнение, что это относится только к тем случаям, когда это было специально скрыто от супруга(и).

Например, муж был бесплоден и знал это, но утаил это от своей жены. Или какое-либо уродство, которое также было специально скрыто.

 Заболевание проказой или сифилисом.

Учитывая, что в 99 случаях из 100 виноват в этих болезнях сам больной, то дается право на развод пострадавшей (здоровой) стороне.

 Длительное безвестное отсутствие.

Принято считать, что после 5 лет безвестности можно создавать новый брак. Но все-таки каждый случай должно рассматривать конкретно.

 Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

Думаю, здесь вопросов ни у кого нет.

 Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей.

Очень часто многие наговаривают на Церковь, что она заставляет жен терпеть побои от мужа. Это ложь. Церковь в этих случаях дает право на развод.

 Снохачество.

Половое сожительство свекра со снохой.

 Сводничество.

Сутенерство. Если, к примеру, жена узнает, что ее муж является сутенером, то она имеет право на развод.

 Извлечение выгод из непотребств супруга.

То есть такого рода аномальные ситуации, которые, к сожалению, сегодня имеют место, когда, скажем, муж побуждает свою жену к заведомо недоброй жизни и при этом извлекает для себя какую-то материальную выгоду.

 Неизлечимая тяжкая душевная болезнь.

Здесь все понятно.

 Злонамеренное оставление одного супруга другим.

Муж выгнал жену из дома, к примеру. Она после этого имеет право на развод.

 В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

Эти добавления были внесены на Соборе Русской православной Церкви в 2000 году.

На примере рассмотрения этого сложного вопроса хотелось бы, чтобы читатели сделали вывод и в дальнейшем в церковных и духовных вопросах ориентировались не на общественное мнение (почти всегда стереотипное), а на компетентных и образованных людей.

Автор — Павел Островский

Источник