Кто она — героиня нашего времени глазами глянцевых журналов

Кто она — героиня нашего времени глазами глянцевых журналов?

С уменьшением значения идеологической составляющей и ослаблением государственного диктата женские журналы вновь стали коммерческими проектами. Их эффективность сегодня не обеспечивается добровольно-принудительной подпиской, а напрямую зависит от доли и качества рекламы, публикуемой на их страницах.

Исследователи отмечают, что современная женская пресса характеризуется деполитизацией и популярностью журналов, созданных по западным моделям. Нынешние специализированные издания стали одним из основных каналов рекламы. Их акценты сместились в сторону формирования образа жизни и имиджа женщины как главенствующей фигуры в обществе (в семье, сфере управления и предпринимательства), ориентирующейся на высокий профессиональный уровень и здоровый образ жизни, стремящейся к самореализации.

Цель современных глянцевых журналов – формирование гендерных стереотипов и создание лейбл-культуры, то есть пропаганда образа жизни, когда вещи престижного бренда становятся явными, наглядными и однозначно интерпретируемыми символами истинной мужественности или женственности.

Социальное расслоение затронуло и эту сферу: «Наша аудитория – это активные, образованные и успешные читательницы, которые в 2-3 раза чаще могут позволить себе дорогостоящие услуги и товары,» – заявляет о себе новый женский журнал.

Женщина, смотрящая на нас с журнальной фотографии, проявляет себя через вещи. Она выступает в роли фотомодели, манекена для показа вещей. Портрет женщины является одновременно портретом вещей. Покупка рекламируемой туши или крема, поход в рекомендуемый магазин формируют образ причастности к образу «идеальной женщины».

Глянцевая героиня нашего времени – это целеустремленная светская женщина, ведущая активный образ жизни, посещающая развлекательные центры, ночные клубы, казино. Она стремится быть независимой, самодостаточной и успешной, строит свою судьбу собственными руками.

Она против архаичного и унизительного деления мира на мужчин и женщин, раз и навсегда отказалась от сомнительной чести носить титул «слабый пол». При этом, пользуется успехом у мужчин, причем не торопится связать себя какими-либо обязательствами, так как имеет карьерные амбиции или собственный бизнес.

Большое значение она придает своей сексапильности и, конечно, внимательна к внешности, исправно практикует специальные технологии сохранения молодости и красоты.

Дети и дом в иллюстрированном женском журнале – только часть образа женственности. Домашняя работа представляется в этих изданиях, скорее, как украшение дома (статьи дизайнеров, флористов и проч.), приготовление пищи – не рутина, а возможность творческой самореализации. Поэтому в кулинарных рецептах делается упор на оригинальность и праздничность оформления.

Вот как рисует портрет своей героини один из модных журналов: «Она всегда молода, потому что молодость – не возрастной фактор, а состояние души. Она мобильна, современна, уверена в себе, но при этом постоянно стремится к обновлению. Она умеет радоваться жизни и знает себе цену. Красота, здоровье, секс, любовь и карьера – те области жизни, где она неизменно достигает успеха. Она активна, любит путешествовать, но при этом с увлечением занимается домом и семьей. Быт её не страшит: она живо интересуется новинками, призванными максимально облегчить рутинную домашнюю работу. Всегда в курсе последних достижений в области моды и дизайна.»

Суть «глянцевой» жизненной установки – принципиальное отсутствие проблем, которые нельзя решить. Главное, позитивный и технологичный подход плюс целеустремленность. При этом внимание уделяется не процессу внутренних изменений, а внешним жизненным обстоятельствам, которые и диктуют подключение и применение той или иной внутренней установки.

Триумф позитивности и оптимальной технологии, создающий иллюзию удовлетворения желаний и победы над жизнью, максимально упрощает ее, борясь с богатством и многообразием жизненных проявлений, ее незавершенностью и наличием в ней открытых и неразрешимых вопросов.

Проблемные материалы – удел «толстых», утомительных, раздражающих своим многословием журналов, при чтении которых почти всегда непонятно, чего хочет автор и хочет ли он чего-то вообще. Глянцевый журнал строится по принципу экрана – просмотра на плоскости, где все оказывается развернутым в поверхность образным рядом. Принципы обработки информации заключаются лишь в упрощении – в погоне за рентабельностью, экономией времени, энергии, денежных средств.

Создатели журнала по-своему «берегут» своих читательниц: на глянцевых страницах нельзя столкнуться с теми составляющими жизни, которые не возьмешь напором и силой – болезнью, смертью, судьбой, в конце концов. В результате предполагается удобное воспроизводство журнального стандарта. Жизнь проживается на поверхностном, телесном уровне. В глянцевой модели ничего не может быть страшнее весенней хандры и авитаминоза. Но и их можно победить стаканом апельсинового сока по утрам и стаканом теплого молока с медом перед сном. Так обрамляется деловой день современной женщины, до отказа заполненный большими и малыми победами.

Создается иллюзия, будто если читательницы наденут рекомендованное платье или приготовят для любимого блюдо по опубликованному рецепту, то будут оценены по достоинству. Такие журналы сосредоточены исключительно на внешней стороне проблемы, в них советуют, как всегда быть красивой и привлекательной, но ничего не говорят о том, как быть умной, интересной как личность.

Пример упрощенного восприятия жизни: «Современная женщина живет на трех скоростях: быстро, быстрее, еще быстрее. И так до нервного срыва. Но этот лихорадочный темп можно снизить – без ущерба для себя и окружающих.

Сбросьте балласт. Не волнуйтесь: отказаться от лишнего – вовсе не значит стать безответственной эгоисткой или расстаться с тем, что вам дорого. Вы лишь освобождаетесь от вещей, которые ничего не вносят в вашу жизнь и отнимают время у того, что вам действительно нужно. Поначалу вас наверняка будет мучить чувство вины. Ведь окружающие ждут от вас прежнего поведения и могут недвусмысленно давать вам понять, что вы изменились. Разумеется, не в лучшую сторону – с их точки зрения. Не поддавайтесь на провокации: скажите себе, что этот отказ позволит вам освободить время на что-то действительно важное, то, о чем вы давно мечтали.

Работа. Пересмотрите свой график – всегда ли необходимо растягивать рабочий день на 10-12 часов? Перепоручите рутинные функции техническому персоналу.

Семья. Проводите время с теми людьми, с кем вам хорошо и приятно. Но сознательно ограничьте общение со сварливой кузиной или дядей-брюзгой.

Дом. Откажитесь от ежедневной глобальной уборки, распределите обязанности между домашними. Если есть финансовые возможности, наймите помощника по хозяйству. Лучше заплатить за уборку, зато провести целый день с семьей.

Друзья. Имеет смысл отказаться от долгих разговоров с подругами по телефону – лучше общаться реже, но «вживую», совмещая встречу с приятным и полезным: прогулкой по парку или встречей в уютном кафе.

Дети. Ограничьте факультативы детей до двух максимум. Это облегчит жизнь и вам, и ребенку. Дайте ему возможность самому выбрать занятие по душе.

Хобби. У многих из нас есть целый список, чем хотелось бы заниматься. Йога, фотография, дельтапланеризм – все это очень интересно, но невозможно одновременно. Включите здравый смысл: например, дельтапланеризм требует больших затрат не только времени, но и средств, а рыбки не могут существовать без постоянной чистки аквариума. Лучше выберите что-то одно.

Общественная жизнь. Избегайте этих дел, если только они не касаются очень важного для вас вопроса.

Интернет и компьютер. Проверяйте почту и свой ЖЖ не чаще двух раз за день, установите хороший спам-фильтр.»

Формируемый современными глянцевыми журналами образ женственности, безусловно, не отражает реального положения вещей. Так же, как жизнь советских женщин была намного ярче и шире штампов и стереотипов, продвигавшихся со страниц «Работницы» и «Крестьянки». Между тем, совсем неплохо, если читатели глянца будут об этом помнить, чтобы не оказаться пусть в глянцевом, но все-таки иллюзорном мире, играя по жизни лишь упрощенную роль потребителей модных вещей.

Тем более, что свои социальные стереотипы, помимо специализированных печатных журналов, сегодня очень успешно навязывают новые мощные инструменты по промыванию мозгов: интернет, голливудские боевики и бесконечные отечественные реалити-шоу. Полноценной вам жизни, коллеги!

Автор — Тимур Нуманов

Источник