Как совершается таинство брака в русском православии

Как совершается таинство брака в русском православии? Обручение

Церковный брак, ставший после крещения Руси обязательным для князей и бояр, для простого народа установился не сразу. В конце XI века митрополит Киевский Иоанн отмечал, что народ продолжает придерживаться при заключении браков языческих традиций. Уже в XVII веке священникам предписывалось венчать невенчанных супругов, даже если они имели детей.

Исстари перед заключением брака жених и невеста обращались к местному епископу за разрешением. Епископ выдавал указ священнику произвести проверку наличия препятствий к браку. Долгое время за выдачу «знамени», так назывался этот указ, взималась пошлина, отмененная только Екатериной II.

После этого все вопросы, связанные с заключением брака, перешли в ведение приходских священников, которые были обязаны объявить о предстоящем бракосочетании в храме после литургии. Если от прихожан священнику не поступало сведений о каких-либо препятствиях к браку, назначался день бракосочетания.

До начала XVIII века обручение проводилось за несколько недель до венчания и сопровождалось «зарядом» — договором, предусматривающим выплату неустойки в случае его расторжения. Петр I отменил этот порядок, дав возможность жениху и невесте добровольно расторгать обручение до начала венчания. В 1775 году Святейший Синод принял решения об одновременности проведения обручения и венчания. Этот порядок действует поныне.

Церемония происходит в церкви в присутствии родных и друзей новобрачных. Если жених и невеста достигли брачного возраста или уже состоят в официальном браке, родительского благословения на обручение не требуется, но оно желательно. Вступающие в церковный брак (это могут быть как новобрачные после ЗАГСа, так и люди, давно живущие в официальном или гражданском браке) входят в храм и останавливаются в притворе (место за входом в храм). Именно здесь начинается обручение, которое состоит из благословения, великой ектении, иерейских молитв, собственно обручения (обменивание кольцами) и отпуста.

На обручении невеста должна быть в белом платье, но допускается платье голубых, розовых, бежевых или других светлых тонов, кроме фиолетовых. Платье должно быть ниже колен. Если платье без рукавов, то надеваются длинные перчатки. Если платье имеет глубокий вырез или оставляет открытыми плечи, то его дополняют накидкой, шарфом или вуалью. Голова невесты должна быть покрыта фатой, шляпкой или покрывалом. Жених прибывает на обручение в строгом темном костюме без головного убора.

В притворе храма обручающиеся стоят отдельно: жених — справа, невеста — слева. Церемония начинается с выхода священника из алтаря и выноса Креста и Евангелия. Священник епитрахилью (широкая расшитая лента, надеваемая спереди поверх подризника или рясы) соединяет руки жениха и невесты и ставит молодых рядом.

После этого священник трижды благословляет жениха и невесту, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Жених и невеста на каждое благословение осеняют себя крестным знамением. Затем священник вручает им зажженные свечи, которые символизируют святость брака. Свечи покупаются только в церкви в день венчания. Свечи должны гореть на протяжение всей церемонии бракосочетания, а затем будут храниться супругами всю жизнь, поэтому они должны быть большого размера. Традиционно свечи держат рукой, прикрытой белым платком.

Жениха и невесту с зажженными свечами Священник вводит внутрь храма, где будет совершаться собственно обручение. Согласно каноническим правилам, священнодействие начинается с великой ектении — молитвословия, содержащего прошения о спасении жениха и невесты, о ниспослании им совершенной любви, о даровании им детей и т.п. Затем следуют соответствующие молитвы священника, восхваляющие Бога и испрашивающие Его благословения на брачный союз.

После этого священник берет кольцо жениха и трижды произносит: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божей (имя невесты)», каждый раз творя крестное знамение над головой жениха, и надевает ему кольцо на безымянный палец правой руки. Затем берет кольцо невесты и трижды произносит: «Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя жениха)», осеняя крестным знамением голову невесты, и надевает ей кольцо. Затем жених и невеста, в знак того, что отныне они неразлучны, трижды меняются кольцами. Обмен кольцами может производить и сам священник.

Завершается обряд обручения отпустом — краткой молитвой, в которой священник испрашивает благословения и утверждения обручения. Вслед за этим начинается церемония венчания.

Автор — Владимир Рогоза

Источник