ТОЛСТЫХ Александр Валентинович (1953—1997) — российский психолог, специалист в области психологии личности, детской, возрастной и педагогической психологии, социологии образования. Д-р психологических наук (1994). Чл.-кор. РАО (1995).
Окончил Одесский государственный ун-ет. В 1979 защитил канд. дис.: "Личность как предмет возрастной и педагогической психологии", а в 1994 — докт.: "Формирование и самоопределение личности в исторической динамике поколений". Работал в НИИ ОиПП (ныне ПИ РАО); во Всероссийском центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ); возглавлял Федеральный ин-т социологии образования МО РФ.
В последние годы жизни был директором Исследовательского центра эстетического воспитания РАО. Исследования Т. в области конкретно-исторической психологии личности раскрывают историческую семантику понятия "личность" и дают историко-теоретический анализ форм личности. В работах по психологии развития был проанализирован филогенез личности и ее онтогенетическое развитие ("Человек и возраст", 1987; "Возрасты жизни", 1988).
В работах, посвященных подростковому возрасту, предложена концепция смены социальной ситуации в современном обществе ("После детства", 1982), а также авторская версия истории происхождения молодежного неформального движения ("Подросток в неформальной группе", 1990). Исследования в области социологии образования были связаны с мониторингом особенностей развития детей радиационно загрязненных территорий. Большое внимание Т. уделял исследованию проблем, связанных с психологией искусства, в частности психологии восприятия киноискусства ("До 16 и старше. Заметки психолога", 1988).
Была разработана оригинальная концепция зрелищного общения, как основы зрительской реакции подростков ("Психология юного зрителя", 1986), проанализирован педагогический потенциал искусства ("Искусство понимать искусство", 1990). Одним из первых в отечественной психологии остро поставил проблему нравственной ответственности практикующего психолога ("Морально-этические проблемы психологической практики", 1988).
Другое направление исследований Т. связано с изучением проблемы возраста человека и его принадлежности к определенному поколению в контексте развития личности. В посмертно изданной монографии "Опыт конкретно-исторической психологии личности" (2000) дан историко-философский, культурологический и психологический анализ проблем возникновения и развития понятия и феномена личности, обосновано введенное автором понятие "форма личности", впервые в отечественной психологии прослежено становление личности в исторической динамике поколений, а также представлены результаты когортного исследования межпоколенческих различий в российском обществе. Т. автор большого количества работ научного, научно-популярного и публицистического жанров. Часть его трудов переведена на англ., нем., исп., португал., фин., чешск. и др. языки.
Т.Д. Марцинковская