ТОЖДЕСТВА ФИЛОСОФИЯ — понятие, используемое философией постмодернизма для характеристики философии классического типа, фундированной презумпцией наличия универсальной закономерности мироздания (см.
Логос, Логоцентризм, Онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм). По оценке постмодернизма, проблемно-концептуальные поиски философского мышления подобного типа центрируются вокруг двух фундаментальных «тем»: в проблемном поле онтологии это «тема универсальной медиации», в сфере гносеологии — «тема изначального опыта» (Фуко). Первая из них аксиоматически постулирует в качестве наличного «смысл, изначально содержащийся в сущностях вещей», что инспирирует такое построение философской онтологии, «когда повсюду обнаруживается движение логоса, возводящего единичные особенности до понятия и позволяющего непосредственному опыту сознания развернуть, в конечном счете, всю рациональность мира» (Фуко).
Так, применительно к носителям научной рациональности классического типа неоднократно отмечалась (и не только постмодернизмом) свойственная им «непоколебимая вера в то, что любое подробно изученное явление может быть совершенно определенным образом — путем специализации общих принципов — соотнесено с предшествующими ему явлениями. …Именно такое инстинктивное убеждение… является движущей силой научного исследования, убеждение в том, что существует некая тайна и что эта тайна может быть раскрыта» (Уайтхед). Уайтхед усматривает глубокие социокультурные корни данного феномена, полагая, что «указанное направление европейской мысли… берет свое начало из существовавшей в средние века непререкаемой веры в рациональность Бога, сочетающего личную энергию Иеговы с рациональностью греческого философа.
Ни одна деталь не ускользнула от его бдительного ока, каждой мелочи он нашел место в общем порядке». На этой основе в классической культуре формируется образ мира как книги и соответственная интерпретация когнитивных процессов: по выражению Фуко, «если и наличествует дискурс, то чем еще он может быть, как не скромным чтением?» (см. Герменевтика).
В противоположность классической традиции, постмодернизм аранжирует обе названные «темы» философского мышления в радикально альтернативном ключе: презумпция имманентной пронизанности мироздания универсальным логосом сменяется презумпцией его фундаментальной хаотичности (см. Постмодернистская чувствительность), а трактовка познавательного процесса как процедуры декодирования («чтения») имманентных бытию смыслов уступает место отказу от классической идеи референции и трактовке смысла как конституирующегося в семиотическом процессе и принципиально неатрибутивного объекту или тексту (см. Пустой знак, Означивание, Трансцендентальное означаемое). (См. также Различия философия.)
М.А. Можейко